Черти в «тихой гавани»

Основные тенденции на рынке отмечает Кирилл Петров, старший вице-президент «Бинбанка»

Год для всех мировых фондовых площадок начался тяжело, и российский рынок, к сожалению, не стал исключением.

Первые торговые дни 2008 года не предвещали существенных проблем: индекс РТС постепенно двигался к своему историческому максимуму, до которого оставалось лишь несколько десятков пунктов. Складывалось впечатление, что российский рынок начинал становиться той самой «тихой гаванью», к которой многие его относили.

При этом нельзя сказать, что ситуация на развитых рынках тогда была стабильной. Азиатские и латиноамериканские площадки также испытывали падение.

Внутренний же рынок в это время не только не отыграл весь негатив с зарубежных площадок, но и даже показал рост.

Однако устойчивости отечественному фондовому рынку хватило ненадолго. Первая же волна распродаж на мировых фондовых площадках после окончания российских рождественских праздников в полной мере отразилась и на России. Зарубежные инвесторы сокращали свои позиции в наиболее ликвидных активах, какими и являются акции крупнейших компаний по всему миру.

Отток капитала из России только за январь, по предварительным данным, составил около 9 млрд. долларов. Для фондового рынка это воплотилось в снижении индекса РТС за месяц на 16,7%. Наиболее агрессивно при панических настроениях на рынке в январе продавали акции Газпрома (-15%), ЛУКойла (-19%), РАО «ЕЭС России» (-22,7%), то есть все самые ликвидные российские бумаги. Причем акции Газпрома дешевели так же стремительно, как еще недавно в конце года дорожали, и тянули весь российский рынок за собой. Никакой поддержки в этих бумагах не чувствовалось. Продажи были спровоцированы крупнейшими американскими инвестбанками, которым просто необходимы были деньги после гигантских списаний от операций с ипотечными ценными бумагами.

Российские же игроки в такой ситуации никак не могли им противостоять. Хотя, все еще не веря в возможность масштабного падения, не продавали свои активы.

Наиболее запоминающимися стали первые часы торгов 22 января. Тогда акции таких гигантов, как РАО «ЕЭС России» и Сбербанк, потеряли более 30% к предыдущему уровню закрытия. Столь серьезная коррекция стала апогеем первой волны падения. В такой ситуации люди уже перестают верить в возможность возобновления роста котировок и пытаются реализовать активы по любым ценам.

Более уверенно в январе показали себя бумаги, в которых присутствуют сильные собственные инвестиционные идеи, обеспеченные корпоративными новостями и событиями (например, акции ГМК «Норильский никель»), либо же недооцененные малоликвидные акции третьего эшелона.

Ситуация на зарубежных фондовых площадках в январе – начале февраля выглядела аналогично российской: безоговорочное снижение. Причем стоит отметить, что в итоге рынки акций развивающихся стран по динамике снижения котировок опережали американские фондовые индексы.

Так, индекс DJIA потерял 5,7%, индийский фондовый индекс – 13%, бразильский Bovespa – 7%, российский индекс РТС – 16,7%. То есть, как это ни парадоксально, с одной стороны, именно рынок акций США является одновременно источником проблем для мировой экономики в текущей обстановке, а с другой – показывает наименьшие потери по динамике фондовых индексов в сравнении с развивающимися странами.

Первая неделя февраля не привнесла на рынки каких-либо кардинальных изменений. Причиной тому стало отсутствие фундаментальных положительных новостей об американской и европейской экономиках. А они смогли бы стабилизировать обстановку. В итоге незначительная положительная коррекция в первых числах февраля сменилась возобновлением продаж и индекс РТС опустился на очередные минимальные значения с начала 2008 года, достигнув 1860 пунктов.

В целом по итогам января – начала февраля можно сделать неутешительные выводы. Устойчивость и стабильность российской экономики пока не играет практически никакой роли для фондового рынка. Очевидно, что сначала рынок должен понести существенные потери под натиском угрозы глобальной рецессии, и только после этого участники рынка обратят внимание на положительные стороны экономики РФ.

Ориентиром в ближайшей перспективе для мировых фондовых площадок (в том числе и для российского рынка акций) будет ситуация в американской экономике. Пока же можно констатировать, что негативные явления в экономике США только усиливают свою роль.

Если еще три-четыре месяца назад можно было говорить о проблемах в отдельных секторах – финансовом и строительном, то сейчас снижаются темпы роста розничных продаж, промышленного производства, прирост количества новых рабочих мест в американской экономике, падает потребление.

При этом корпоративные отчеты и прогнозы роста американских компаний ухудшаются. Смягчение денежно-кредитной политики в виде снижения базовой процентной ставки ФРС США не способно в краткосрочном временном аспекте решить весь комплекс проблем американской экономики. Ближайшая ее перспектива в целом – плавный переход и закрепление в фазе рецессии.

Крупнейшие американские инвестбанки продолжат декларировать новые убытки. Но уже, возможно, не только от неплатежей и переоценки в рамках ипотечного сектора, но и от операций потребительского кредитования, так как дальнейшее ухудшение ситуации на рынке труда так или иначе скажется на уровне потребительских доходов и, как следствие, возможен рост просрочек и неплатежей.

Снижение темпов роста или же даже убытки крупных корпораций непременно приведут к снижению котировок акций этих компаний. В итоге фундаментальные причины для игры на понижение на американском фондовом рынке будут сохраняться.

Также стоит отметить, что экономики Великобритании и Японии также показали слабые результаты в IV квартале 2007 года. Экономика экспортно-ориентированного Китая продолжает расти высокими темпами, но показать плановый, более 11%, рост ВВП за 2008 год при рецессии экономики США будет проблематично.

В рамках прогнозирования динамики российского рынка акций на март внешние факторы негативны. Крупные зарубежные инвестбанки в течение ближайших двух месяцев вряд ли вернутся на российский рынок в полном объеме. Ведь каждое дополнительное списание активов будет сопровождаться поиском новых финансовых ресурсов для их компенсации. В том числе и за счет продолжения распродажи наиболее ликвидных активов.

Между тем продолжать дешеветь такими же темпами – по 15-16% за месяц – российский рынок уже не будет. Это же противоестественно – бесконечно продавать акции компаний, показывающих устойчивые темпы роста финансовых результатов. В итоге при оптимистичном сценарии в марте нас ждет волатильная консолидация с краткосрочными резкими провалами и движениями вверх.

Пессимистичный же сценарий предполагает дальнейшее снижение в марте. Но в пределах 5–7%. Этому также будет способствовать ожидаемое существенное сокращение ликвидности на российском финансовом рынке, связанное с оттоком капитала, крупными погашениями и квартальными налоговыми платежами.

Абстрагироваться от внешней конъюнктуры в течение ближайшего месяца российский рынок не сможет. Отдельные бумаги, в которых есть собственные инвестиционные идеи (тот же «Норильский никель», РАО «ЕЭС России»), могут чувствовать себя лучше рынка. Ведь корпоративные новости в совокупности с привлекательной ценой и меньшей ликвидностью будут приводить к резкому взлету курсов этих бумаг.

Особенно это касается акций 2–3-го эшелонов (в частности, сектора металлургии – например, Ашинского металлургического завода), в которых негативная ситуация на рынке в целом дает возможность сформировать хорошие позиции.    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру