Развенчан миф о том, что масляную живопись изобрели европейцы

Странным образом заслуга этого революционного открытия косвенно принадлежит талибам, пытавшимся уничтожить уникальные буддийские росписи в Афганистане.

23 апреля 2008 в 12:58, просмотров: 592

Уникальные фрески изображают сцены с Буддой в ярко-красных одеждах, сидящим со скрещенными ногами среди листьев пальмы и мифических существ. Фрески относятся к 7 веку н.э. В Европе же живопись маслом появилась лишь после 10 века н.э. 

Стоит напомнить, что речь ведется о том самом комплексе, где до 2001 года стояли огромные изваяния Будды, вырубленные в скалах в шестом веке н.э. Изваяния были взорваны во время правления талибов как не соответствующие канонам ислама. 

"Мои французские коллеги были ошарашены, ведь они с детства считали, что масляная техника была изобретена в Европе. И, конечно же, они не могли и подумать, что такие уникальные методы могли существовать в какой-то буддистской пещере, причем глубоко в сельской местности", – сказала Йоко Танигучи из Национального Научно-исследовательского института для Культурных Ценностей в Токио. 

Эксперты пришли к такому заключению после осмотра наскальных изображений. Утвердиться же в своих гипотезах ученым помогла серия экспериментов в Европейском центре синхротронного излучения. Исследователям пришлось комбинировать различные технологии, так как росписи на стенах были выполнены в несколько слоев и в рецептуры красителей из разных слоев входили как органические, так и неорганические компоненты. 

Благодаря экспериментам, выполненным в Гренобле, ученые смогли доказать, что используемые краски базировались на масле, за сотни лет до того как техника была "изобретена" в Европе, когда художники нашли, что они могут использовать пигменты – побочные продукты нефти.

"В 12 из 50 бамианских пещер фрески были сделаны в технике живописи, использующей масло грецкого ореха и масла мака", – отметила Танигучи. 

Таким образом, шедевры "бамианской школы" можно смело назвать самым ранним экземпляром масляных картин в истории мирового искусства. Правда, сохнущие масла (олифы и пр.) ранее использовались древними римлянами и египтянами, но лишь в качестве лекарств и косметики. 

Для справки, в технике масляной живописи работали Леонардо да Винчи, Шишкин, Репин. В настоящее же время, с маслом работают такие известные художники, как Шилов, Сафронов, Церетели.

 

 

Результаты исследования: Journal of Analytical Atomic Spectrometry.



Партнеры