«Динозаврочество» погубила нефть

Причем это же может произойти и с человечеством.

К разговору о нефтяном кризисе... Международный исследовательский  коллектив под руководством Марка Харви из Университета Индианы выяснил, что ни климатические перемены, ни падение астероида сами по себе не могли спровоцировать гибель всех динозавров на Земле. Ее вызвало кое-что другое. Правда, в интервью MK.RU специалист по массовым вымираниям организмов в геологическом прошлом из Палеонтологического института РАН Александр Алексеев высказал свое сомнение в полноценности предложенной гипотезы. Но как бы там ни было, «нефтяная» версия гибели древних гигантов исключительно нова.

Традиционно вымирание динозавров принято связывать с падением на нашу планету огромного астероида, после которого до наших дней сохранился легендарный кратер Чиксулуб. Команда ученых из США, Великобритании и Италии под руководством Марка Харви (Mark C. Harvey) из университета Индианы в Блумингтоне соглашается с этой идеей, но, все же, считает, что ее нужно дополнить одним существенным фактором.

По их данным, десятки миллионов лет назад некий астероид угодил в колоссальный по размерам нефтяной «резервуар», вследствие чего и произошел судьбоносный взрыв. Как считают иностранные ученые, при взрыве "гриб" мог достигать в диаметре сотни километров. Одним из продуктов этого масштабного сгорания и являются, по мнению специалистов, обнаруженные в разных странах и регионах мира микросферулы, которые и нашли осевшими в породах. Изучая все эти отложения, возрастом приблизительно 65 миллионов лет, палеогеологи заметили мелкие углеродные сферы (сажу), с диаметром в 50 микрометров.

"Полагаем, что 65 миллионов лет назад громадный метеорит попал в район, где залегали в больших объемах нефть и уголь. В результате случился сильнейший взрыв, выбросивший в  атмосферу «катастрофическую» массу продуктов горения. Позже это и привело к гибели динозавров и множества других видов животных", – отметил Харви.

Поскольку микросферы относятся к эре вымирания динозавров и многих видов животных (в геологии называется "K-T-граница"), ученые и решились на вывод о том, что сажа может иметь прямое отношение к этой глобальной катастрофе.

«На мой взгляд – это сенсационное открытие», - сказал палеоботаник Питер Вилф из государственного университета Пенсильвании. Открытие группы Харви серьезным образом проливает свет на историю происхождения "таинственной сажи" в слое K-T, а также подвергает сомнению "всеми признанную гипотезу глобального пожара", говорит он. Полученные результаты в будущем помогут исследователям "лучше понять экологические условия в эру бедственного исчезновения древнейшего животного мира", что весьма важно для интерпретации причин массового исчезновения динозавров и последующего возрождения жизни на нашей планете".

Отчет об исследовании опубликован в авторитетном журнале "Geology".

***

Рассказывает доктор геолого-минералогических наук,  академик РАЕН, сотрудник Палеонтологического Института РАН, профессор кафедры палеонтологии МГУ Александр Алексеев:

Исследование группы Харви носит скорее теоретический характер. Знаменитый кратер Чиксхулуб, действительно, расположен посреди множества нефтяных месторождений. Однако сегодня практически невозможно восстановить, было ли там десятки миллионов лет назад такое колоссальное количество нефти. Отсюда сомнение, что тех количеств нефти было бы достаточно для изменения климата в ту эру.

Фактически авторы этого исследования только утверждают, что такие углеродные микросферы и особый тип сажи, которые присутствуют в осадках на границе мела и палеогена, ныне образуются только в результате неполного сгорания измельченного угля или капель нефти. Из этого они и делают вывод о том, что астероид попал в нефтяное месторождение, вызвав пульверизацию содержавшейся в ней нефти. А кратер Чиксхулуб расположен как раз в области, где местрождения нефти нередки.

Кроме того, они считают, что даже среднего содержания органического углерода в породах земной коры и без нефти достаточно для образования того количества сажи и микросферул, которые зафиксированы учеными. Как вывод они утверждают, что гипотеза о глобальных штормовых пожарах не является необходимой. Надо сказать, что на мел-палеогеновой границе обнаружены также и фуллерены (группа специфических молекул, состоящих только из атомов углерода. - Д.А.).

Поскольку из этой нефтяной «мишени» сегодня уже ничего не сохранилось, сказать, что гипотеза группы Харви отменяет версию «штормовых пожаров», вряд ли возможно.

Упомянутые микросферы (сажа со сферической формой) были обнаружены также и на территории СНГ – в Туркмении – нашими учеными совместно с зарубежными коллегами. Безусловно, эта сажа возникла в результате высокой температуры горения. Вот только почему это именно нефть – не совсем уж так и ясно.

Конечно, выдвинутая гипотеза вполне допустима. Но, все же, это лишь косвенное доказательство. Раньше микросферы К-Т события интерпретировались как продукты штормовых пожаров, когда при очень высокой температуре выгорала не только вся растительность, но и органический углерод (например, гумус),содержавшийся в почвах.

Неполноценность этой гипотезы заключается в том, что этим ученым не удалось убедительно доказать, что такое масштабное месторождение все-таки существовало. Они получили лишь косвенные данные об этом. большинство исследователей сейчас признают только один кратер, образовавшийся на рубеже мела и палеогена, но могли быть и другие, только они либо еще не найдены, либо исчезли благодаря погружению океанического дна под континенты. Несколько кратеров возможны в результате разрушения кометы или астероида при их подходе к Земле. А какие мишени (то есть из каких пород) они поразили, мы даже предположить не можем.

Например, мы изучали Карский метеоритный кратер, расположенный на побережье Краского моря вблизи соверной оконечности Урала. Его возраст не удалость точно определить, но были свидетельства того, что он возник одновременно с Чиксхулубским. В то же время Карский кратер в основном врезан в отложения, очень богатые каменным углем.

Я участвовал в исследованиях метеоритных кратеров на территории России и СССР. Могу сказать, что являюсь приверженцем импактной (“ударное воздействие”. – Д.А.), то есть космической, гипотезы, но основными факторами массового вымирания в океанах и на суше, по моему мнению, были изменения глобального климата, которые действовали достаточно длительное время. Однако существует еще и очень обоснованная вулканическая гипотеза. Некоторые из исследователей убеждены в том, что вымирание динозавров произошло в результате климатических изменений, спровоцированных крупнейшими в истории земли вулканическими извержениями, случившимися на территории Индостана.

Проще говоря, «никто» динозавров не "убивал". Произошел выброс в атмосферу пыли и окислов серы. Затем затемнение атмосферы и почти полностью на какое-то время прекратился фотосинтез в океане. Отсюда пошла волна вымирания вдоль океанической пищевой цепи. На суше же пищевая пирамида устроена иначе – животные организмы питаются мертвым органическим веществом, а многие растения способны переносить неблагоприятные условия, потому что у них есть корневая система – корневища,  клубни, семена, способные переносить все неблагоприятные воздействия. Таким образом, она была меньше затронута вымиранием. Крупные формы массой больше 15-20 кг, например, динозавры, исчезли, а млекопитающие и рептилии – ящерицы и змеи – остались.

***

Автор выражает свою признательность академику РАЕН Александру Алексееву за замеченные им в данном  материале существенные недочеты.