«Двенадцать»: американская версия

Барбара Крюгер составит конкуренцию Михалкову?

16 мая 2008 в 16:59, просмотров: 348

Американка Барбара Крюгер — личность, состоявшаяся в мире современного искусства. В 80-х годах она уже успешно показывала жизнь, как она есть, на плакатах. Потом плавно перешла на видео. Теперь ее излюбленный способ удивить зрителя — поместить его в комнату, по четырем стенам которой стремительно бегут текст и образы. Сегодня Барбара впервые в Москве представляет в одном из залов RIGroup мультимедийного комплекса актуальных искусств работу “Двенадцать”. Она отличается от предыдущих ее видео: нет образов и графики, а есть живые люди в повседневных ситуациях. Только вот ее “Двенадцать” не чета известному фильму — и масштаб поменьше, и герои разбираются совсем с другими проблемами.

— Видеоинсталляция “Двенадцать” — это двенадцать диалогов, которые вместе составляют ролик на 12 минут, — рассказала “МК” г-жа Крюгер. — Это диалоги между любовниками, членами семьи, коллегами по работе, старшеклассниками об их повседневной жизни. Я помещаю зрителя в темную комнату. Видео транслируется на все четыре стены. Причем некоторые вещи не произносятся вслух, а поясняются в субтитрах. Вот одна зарисовка. Жена бранит своего мужа за то, что он читает за едой газету, и в то же время оживленно спорит с дочерью из-за какого-то пустяка. А субтитры выражают их мысли. Мать: “И зачем я родила детей?”, дочь: “Как я смогу сделать так, чтобы не превратиться в нее?”.

— Как родилась идея такого видео?

— Несколько лет назад я делала выставку “Удовольствие. Боль. Желание и обсуждение всего этого”. Представьте: три туннеля, замкнутое пространство, где постоянно менялись тексты. Из этого проекта выросло мое желание показать в более крупном формате образы людей, которые могли бы обращаться к зрителю. Я не пытаюсь воспроизвести свою жизнь, как в дневнике. Написала эти диалоги, своего рода сценарий к фильмам, где пыталась показать вам разрез жизни, то есть определенные слои нашей повседневной жизни. Я хотела воспроизвести жизнь такую, как она есть. Какие-то происшествия мы видим каждый день на улице. Получились такие мини-повести о жизни.

— Вы даете решение проблем или только ставите вопрос?

— Будь то съемка фильма, или визуальное искусство, или писательская деятельность, главное — задать вопрос. Художник не дает ответов. И в этом нет необходимости. Основная задача — посеять сомнение в головах зрителей. На это направлено мое искусство.

— Где вы уже показывали “Двенадцать”?

— В Нью-Йорке, Глазго, Мюнхене. На выставке люди находятся в темной комнате, и я не слышу, что они говорят. Знаю, что обычно положительные отзывы.

— Вы впервые в Москве. Увидели проблемы, аналогичные поднимаемым в вашем видео?

— Я не могу себя назвать специалистом, знающим психологию русских людей. Разумеется, есть отличия в культуре, традициях. Но вместе с тем, думаю, есть много сходного. Эти проблемы характерны для всего мира. Любовь, работа, семья… Надеюсь, что российские зрители смогут соотнести то, что на экране, с тем, что они видят в своей жизни.

— Вы преподаете современное искусство. Непросто учить такой дисциплине?

— Да, я преподаю в университете Лос-Анджелеса. Не могу сказать, что я учу своих студентов современному искусству, я скорее их направляю, чтобы они могли задуматься о своей жизни, об образах, которые у них возникают в голове, о словах, которые они используют для самовыражения. Я пытаюсь объяснить им, когда они могут назвать себя художником, и что это значит — назвать себя художником. Главное, чтобы они могли соотнести свою личность с жизнью, дать им импульс, чтобы творить.

— Так когда художник может назвать себя художником?

— Главное — создать свой комментарий. Мое искусство — это тоже комментарий к жизни. Это можно делать разными способами: визуальным искусством, музыкой или чем-то еще. Творчество — это то, как вы переживаете жизнь, мир, окружающий вас. Это может быть интимным переживанием или политическим, близким или отдаленным. Вы рассказываете, что такое жизнь. Не обязательно про свою жизнь, а в принципе. Как вы ее чувствуете. И не обязательно это реалистическое чувство — можно показать абстрактными приемами.

— Какие дальше вы готовите сюрпризы зрителям?

— На следующей неделе у меня открывается огромная инсталляция в Сан-Диего. Это будет постоянная выставка. В зале новости агентства Рейтер постоянно бегут по стенам и полу. Но мне хотелось бы что-то привезти в Москву. Представьте огромные экраны с видео на улицах Москвы. Может быть, когда-нибудь удастся воплотить эту идею в жизнь.



Партнеры