Письмо из Японии

О службе, чести и взятках. Рекомендовано к чтению.

В России говорят о взяточничестве во всех "вертикалях власти". Иногда пытаются с этим бороться: законы "нужные" вводят, наказания ужесточают. Скоро, наверное, расстреливать начнут, как в Китае. Но разве от ужесточения наказаний что-нибудь изменится?

Навеяло, решил написать. Не знаю, с чего начать. Долгое время живу и работаю в Японии. Идеальная бюрократическая система и почти идеальные чиновники. Когда работал в администрации префектуры, в начале года нам присылали анкеты, типа "правильно ли Вы здороваетесь с посетителями", "говорите ли им добрый день" и прочее.

Небо и земля. И проблемы другие. Многое хочется донести до "наших" чиновников и тех, кто занимается реформой самой службы. У российской госслужбы есть одна проблема, для меня – самая главная. Парадокс, но мы толком не знаем – как попасть на государственную службу и что от этого ждать?

Откройте веб-сайт любого российского министерства, зайдите в раздел "вакансии" – "объявляется набор на вакантные должности государственной службы". И ответьте на вопрос – что мне ждать от этой работы?

Сейчас любой человек может стать госслужащим. Теоретически. Общие требования: гражданин РФ, несудимый, годный по состоянию здоровья, имеющий определенное образование, навыки и так далее.

Он им станет сегодня, но завтра – прости, прощай. Человек приходит на службу и уходит – что может быть проще! Сегодня он в Минтрансе, завтра – в частном бизнесе, через пару лет окажется в Минтруде или другом ведомстве.

Да, изначально требуется опыт государственной службы – в зависимости от предложенной вакансии. Есть даже какие-то "смешные" экзамены типа собеседования,  которые, естественно, не исключают предвзятости. Кроме того, настораживает отсутствие карьерной лестницы. Интересно, а что со мной будет через пять лет при таком раскладе? Перспектива роста – туманная. Рост зарплаты – никакой. Премии – неизвестно, как и что.

Работник международного протокола администрации С-кой области всю жизнь просидит в протоколе. Максимум – станет начальником того же протокола, если "вовремя подсуетится". Или начальство не предложит что-то новое. А предложит ли? И вообще, кто и как определяет ротацию кадров внутри госучреждений?

Вот и идут на госслужбу временщики, выпускники университетов, которые никуда больше не устроились. Поработать три-четыре года, обрасти связями – и в параллельную структуру. Смысл быть служащим, когда "соседи" предлагают работу с теми же документами, но на лучших условиях?

Найдите сегодня хоть одного русского госслужащего, который пришел бы на работу с благородной целью "изменить Россию"? Я не знаю. В Японии такое немыслимо…

Прежде чем устроиться на госслужбу, люди сдают страшнейшие экзамены – хуже всяких ЕГЭ. Существует единое испытание. Всего три уровня. Первый, высший – самый трудный – командный. Это будущая элита: директора департаментов, замминистры.

Второй  уровень полегче – специалисты. Допустим, в МИДе – специалист с русским языком. В Минтрансгосземе – специалист по статистическим исследованиям, строительству железных дорог, туризму и прочее. Когда идешь на экзамен второго уровня, заранее знаешь, что выше определенной должности не прыгнуть.

Третий уровень – технические специалисты – бухгалтера, связисты, телефонисты. Экзамены сверхсложные, несколько этапов. И почти все письменные. После их сдачи – устное собеседование. Первый уровень проходят единицы претендентов.

Самое сложное – экзамен на общие знания. К нему невозможно подготовиться. Он предполагает ежедневный просмотр новостей, знание международной политики. Могут быть вопросы по геноциду в Руанде и госстрою Черногории, по проблемам издевательств в японских школах и проблемам старения населения.

Претендентам рекомендуют читать архивы газет за несколько лет. Иначе подготовиться сложно. Люди должны быть универсалами. И если человек сдал экзамен, он почти три месяца стажируется за счет государства.

Стажировка для будущей элиты очень разнообразна. От изучения законов до посещений домов престарелых и реального ухода за пожилыми людьми. Заставляют попробовать самому поменять утку под больным стариком. Ну да ладно, об этом можно рассказывать бесконечно.

Главное, что получает человек, который пришел на работу, – реальную возможность "творить политику своими руками". Он зачислен в реестр госслужащих, относится к "святой" касте. Каждый вошедший в нее знает, что войти сюда можно только однажды. Уволился – обратно на службу не попадешь. Хотя теоретически все можно: если ты не старше 28 лет и хочешь еще раз пройти все испытания.

Система "обратный ниппель". Уйти просто так – невозможно. На карьерную госслужбу берут только выпускников университетов, практически без опыта работы. Как сказал классик – нам нужны чистые листы бумаги, на которых мы выпишем свои иероглифы.

За время работы люди проходят ротацию внутри различных отделов и департаментов – могут работать на разных участках одного и того же министерства. Иногда их командируют на работу в другие ведомства, некоторых – в дипломатические представительства за рубежом. Вы спросите меня – ну и что? Не бывает случаев взяточничества?

Да, бывают, но единичные. Когда это вскрывается, человека арестовывают. Ведут долгое и нудное следствие. С этого момента служащий навсегда лишен права быть в структуре. А это – конец карьеры. Очень хороший стимул не брать взятки…

В одном помещении тридцать человек сидят друг напротив друга. Это дисциплинирует. Уже не будешь болтать по телефону в рабочее время. Все знают, чем ты занимаешься.

Какие льготы? Первое и самое важное – право на служебное жилье. За него тоже приходится платить, но примерно в два-три раза меньше от реальной стоимости аренды.

Если человека посылают из Токио на Хоккайдо, то ему и там оплачивается служебная квартира. Много вариантов – командируемый с семьей или без, на какой срок и прочее.

Сам жил три года в такой служебной квартире. Обычно жилье старое – у меня была постройка 68-го года. Деревянная и холодная, зато дешево и при землетрясении не страшно.

Но все это доступно человеку, пока он находится внутри системы. Как только он за нее вышел – преимущества потеряны.

Еще важный момент. При увольнении на пенсию госслужащий получает единовременную выплату, в среднем около 10 млн иен – приблизительно 100 тысяч долларов. Этого хватает для начала своего мелкого бизнеса или нормального отдыха.

Все написанное выше – только для карьерных служащих. Есть еще множество вариантов найма, например – временные сотрудники, на которых льготы не распространяются.

Для них есть почасовая оплата – 1200-1800 иен в час. Зачем на прием документов в налоговой или на выдачу паспортов ставить карьерного специалиста, если это может сделать девочка, с которой взяли письменные клятвы о защите частной информации?

Сотрудники по вводу информации в компьютер – тоже временные. Только ввод и исправление введенной информации. Отсмотреть другие файлы невозможно. Скачать базу и продать на рынке – нереально. Продавать некому.

В русских учреждениях приемом документов и вводом информации занимаются карьерные специалисты. Они грубы и раздражительны – обиженное самолюбие плюс психология вахтера. Зачем их этим занимать?

Пусть обрабатывают информацию и решают более важные задачи. А с клиентами должны работать те, у кого есть силы улыбаться и спрашивать пожилых людей о здоровье. Пожалуй, все.

Точка – это место в тексте, где автор устал думать. Я устал печатать. Будут комментарии – пишите. Мне будет интересно почитать про госслужбу в России.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру