Русские в Фарнборо (ФОТО)

Первые итоги юбилейного авиасалона.

Нынешнее авиашоу в Фарноборо стало, без преувеличения, юбилейным. В этом году этот праздник большой авиации и больших денег отметил свое 60-летие. Размах мероприятия соответствовал торжественности даты. В этом году свою продукцию на шоу представили около 1500 компаний из 36 стран. Точное количество посетителей пока не подсчитано, однако весьма вероятно, что нынешний салон превзойдет по этому показателю прошлый. Напомним, что в 2006 году экспозицию за неделю посетили 270 тысяч гостей. Итоговая сумма заключенных контрактов также еще не названа, тем не менее очевидно, что она будет исчисляться многими десятками миллиардов долларов.

Стоит отметить, что авиационный рынок в очередной раз продемонстрировал неожиданную устойчивость к турбулентности в мировой экономической атмосфере. Ни кризис в финансовом секторе, ни взлет цен на горючее не смогли ввергнуть в депрессию этот сектор экономики.

Как всегда погоду на мероприятии делали два авиагиганта – европейский и североамериканский, Airbus и Boeing. Самой масштабной сделкой шоу стало подписание контракта на поставку сотни авиалайнеров для эмиратской компании Etihad Airways. Арабы подписали контракты на приобретение 55 машин от Boeing и 45 лайнеров Airbus на сумму более 21 миллиарда долларов. Сам Airbus заявил, что получил твердые заказы на поставку 247 лайнеров стоимостью порядка 40,5 миллиарда долларов. Boeing тоже постарался, собрав около 100 заказов на сумму порядка 10 миллиардов долларов.

Впрочем, нам, несомненно, будет интереснее узнать, как проявили себя отечественные компании, начавшие непростую борьбу за место на международном рынке гражданской и боевой авиации после затянувшегося кризиса в авиаотрасли страны.

Успехи отечественных компаний, конечно, нельзя сравнить, с масштабными деяниями китов авиастроения, однако и они смогли порадовать успешными действиями в новой для себя конкурентной среде. В "Сухом" не скрывают, что главной задачей на выставке являлось продвижение регионального пассажирского самолета Superjet-100. "Дочка" российского холдинга "Гражданские самолеты Сухого" и компания "Авиализинг" объявили о подписании предварительного договора на поставку 24 машин. До конца текущего года договор должен стать твердым контрактом. Соглашение также предусматривает опцион еще на 16 самолетов. Таким образом, количество твердых заказов на Superjet-100 достигло 98. Примерная стоимость полученных на авиасалоне заказов на  новый лайнер составляет порядка 1,4 миллиарда долларов.

Не остались в стороне и отечественные конкуренты "Сухого". Российская лизинговая компания "Ильюшин финанс Ко" подписала контракт с ОАК на поставку 31 лайнера самолета Ту-204. Сумма контракта составит около 1,5 миллиарда долларов. Заказанные самолеты будут поставляться как российским заказчикам, так и компаниям из Ирана и Латинской Америки.

В секторе боевой авиации честь российского флага защищал Су-35. Хотя новая машина присутствовал в Фарнборо виртуально, в виде моделей и документов, она, тем не менее, привлекла всеобщий интерес. Напомним, что Су-35 (как и Superjet-100) проходит сейчас летные испытания в РФ и успел уже налетать 25 часов. "Тридцать пятый" принадлежит к так называемому поколению 4++ и является переходным звеном от Миг-29 и Су-27 к истребителям пятого поколения. "Сухой" связывает с этой машиной большие надежды, ожидая, что новый истребитель поможет восстановить положение России на международном рынке авиавооружений. Как сообщила сама компания, в настоящее время новый истребитель продвигается на рынки стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и других регионов мира.

Впрочем, Фарнборо – это не только самолеты. Определенных успехов смогли добиться и российские ракетчики. Так, самарский производитель ракет-носителей "ЦСКБ-Прогресс" сообщил о предварительной договоренности с Европейским космическим агентством о поставке 10–12 ракет-носителей "Союз". В активе компании уже имеется 15–20 предварительных заказов из Европы, поскольку у европейцев нет своего носителя среднего класса.

В целом, итоги юбилейного Фарнборо можно считать скорее позитивными, нежели негативными для отечественной аэрокосмической отрасли. Конечно, наивно было бы ожидать, что Россия быстро выбьется в число мировых лидеров в этой сфере. Однако и мы можем занять свою стабильную (и доходную) рыночную нишу, до которой не могут дотянуться лапы американских и европейских авиамонстров.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру