"Небесные посланники" способны переносить жизнь сквозь космическое пространство

В эксперименте, получившем название Stone-6, было показано, что "небесные посланники" могут нести следы жизни.

Искусственный метеорит, созданный Европейским Космическим Агентством, был задействован в эксперименте, чтобы установить – могут ли микроорганизмы пережить высокую температуру, возникающую при входе метеорита в атмосферу Земли. При этом, с поверхности метеорит может разогреться до температуры 1700 градусов Цельсия.

В эксперименте образцы пород крепились на обшивке спускаемого модуля космического аппарата в специальных держателях, рассказывает портал "Каталог минералов". И после приземления исследовались на наличие каких-либо следов жизни.

"Эксперимент Stone-6 свидетельствует о том, что если марсианские осадочные метеориты несли следы прошлой жизни, эти следы безопасно достигнут Земли, – прокомментировала результат опыта Франсис Весталл (Frances Westall) из французского Центра молекулярной биофизики. – Однако эти результаты выглядят более проблематичными, если применить их к панспермии. По крайней мере, два сантиметра скалы не являются достаточными для защиты организма в течение спуска".

Эксперимент Stone-6 был проведен на базе космического аппарата Foton M3, который был запущен с Байконура 14 сентября 2007 года. На нем были установлено два опытных образца земной осадочной породы и контрольный образец базальта. Все они были прекреплены в зоне обшивки там, где развивается наиболее высокая температура при вхождении в атмосферу. Через 12 дней аппарат приземлился. Образец базальта был потерян при посадке, однако два образца осадочных пород сохранились.

Один из уцелевших образцов представлял спрессовавшийся древний вулканический песок возрастом 3,5 миллиарда лет с карбонатными микроокаменелостями из района Pilbara Австралии. Другой образец имел возраст 370 миллионов лет и представлял собой аргиллит, образовавшийся из озерного песка с Оркнейских островов, содержащий химические биомаркеры.

3,5-миллиардолетний образец покрылся полумиллиметровой коркой сплава кремово-белого цвета. Микроокаменелости и углерод сохранились в нем в глубине.

В другом образце сохранилось до 30% от первоначального содержимого, в том числе и биомолекулы. В образцах были и живые организмы – бактерии Chroococcidiopsis, находящиеся в них далеко от поверхности.

К сожалению, высокая температура при прохождении атмосферы была настолько высока, что даже двухсантиметровй слой камня не спас микроорганизмы – они погибли, но их формы остались различимы под микроскопом. Эксперимент показал, что двух сантиметров камня недостаточно, чтобы внутри него выжили микробы. Теории панспермии, которая предполагает перенос жизни через Космос, эксперимент не подтвердил. Но следы жизни в виде окаменелостей могут путешествовать в Космосе и сохраняться после прохода через атмосферу планеты.

Вопрос о переносе живой материи метеоритами интересовал ученых достаточно давно. В 1996 году в журнале Science появилась статья, в которой утверждалось, что исследователям удалось обнаружить предполагаемые останки живых организмов с Марса. Находка была сделана при исследовании метеорита ALH84001, который упал на Землю около 10 тысяч лет назад. Ученым удалось установить, что возраст камня, выбитого, судя по всему, с поверхности Марса другим метеоритом, составляет около четырех миллиардов лет. В 2001 году появились публикации, таже подтверждавшие органическое происхождение следов. Новые результаты европейских ученых являются аргументом в пользу того, что окаменелые останки живых организмов могут переносится метеоритами.