Губит детей еда

Школьные нагрузки и плохое питание - причины ухудшающегося здоровья подростков.

30 октября 2008 в 16:09, просмотров: 680

Качество здоровья российских детей неуклонно катится вниз. По данным Роспотребнадзора, лишь за последние годы число абсолютно здоровых школьников сократилось втрое. 2/3 подростков являются хрониками, и это число растет на 1,5% каждый год. Эти ужасающие данные были озвучены на Всероссийской конференции, посвященной сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Причины не только в плохой экологической и социально-экономической ситуации. Свой негативный вклад вносит и школа с непосильными нагрузками, а также родители, стремящиеся отдать своих чад на учебу как можно раньше.

Между тем, каждый третий ребенок 6-7 лет не готов к систематическому обучению, предупреждают специалисты. Тем временем, у нас в последнее время полноценная учеба начинается уже не в 1-м классе, а в детских садах. По словам директора НИИ возрастной физиологии РАО Марианны Безруких, одна из мам уже интересовалась у нее: “Разрешено ли в детском саду задавать письменные домашние задания?” Заболеваемость среди тех, кто пошел в школу с 6 лет, гораздо выше, чем среди семилеток: уже к 4-му классу их одолевает сердечно-сосудистое заболевание и повышенное давление, отмечают специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков.

Свою лепту в расшатывание здоровья детей, как констатировали участники Всероссийской конференции “Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях России”, вносит и школа. Часть проблем создает питание: оно, по данным Роспотребнадзора, и не всегда горячее, и разбалансировано по набору продуктов, а то и просто опасно. Лишь за 9 месяцев 2008 года в России было зафиксировано 60 вспышек инфекционных заболеваний, охвативших более 2 тысяч учащихся (частично, правда, инфекция распространялась не пищевым путем, а из-за скученности детей в связи с модным сейчас укрупнением школ и закрытием “нерентабельных”, отмечают в Роспотребнадзоре).

Однако ведущим фактором риска являются чрезмерные нагрузки в школе, которые уже сейчас превышают возможности детей в несколько раз, и продолжают расти. Другим важнейшим школьным фактором риска Марианна Безруких считает стресс, который постоянно испытывает ребенок. В чем-то, по ее словам, это вина учителя, который “только за один урок делает до 30 замечаний детям”. Однако главным источником стресса является чрезмерная интенсивность учебного процесса и связанное с ней постоянное ограничение учащегося во времени, “превращающее школу в гонку с препятствиями". В значительной степени, по словам Безруких, это объясняется нерациональным распределением учебной нагрузки и отсталости наших методик: российская школа все еще учит по Ушинскому, хотя объем знаний за полтора века увеличился в разы. Но часть проблемы создает неправильная подготовка учителей: их, по словам Безруких, готовят чистыми предметниками, не вооружая знаниями о ребенке.

Решать накопившиеся проблемы со здоровьем учащихся можно только комплексно, заявили участники конференции. И, прежде всего, формировать у них культуру здоровья, бороться с вредными привычками, а главное, в буквальном смысле слова оздоровить школу. Если государство хочет, чтобы следующие поколения граждан были здоровыми, без долгосрочных программ не обойтись (“Если бы государство приложило к проблеме сбережения здоровья столько же усилий, сколько к внедрению ЕГЭ, все дети давно были бы здоровыми”, — отметил директор Федерального института развития образования Фарис Харисов).

Здоровьесберегающих методик и технологий для школы уже много — от динамических уроков с групповыми выходами к доске, пересадке с парт на стулья с накладными балансированными сидениями и к конторкам до фитотерапии, тренажерных залов и устройства в школах кабинетов самооценки здоровья. Часть из них участники конференции в перерыве опробовали на себе. Но что касается заседания, то его все же они провели, сидя в традиционных креслах.

Справка "МК"

20% школьников входят в группу риска по психическим заболеваниям;

10-15% страдают анемией и чрезмерно низким весом на почве хронического недоедания;

13-18% страдают избыточным весом (в основном юноши).



Партнеры