...Из-за плеча протянута рука,
Пройдут те двое сквозь века.
Выдающегося и всемирно известного художника Никаса Сафронова называют русским "Сальвадором Дали".
И сам Сафронов не отрицает своей связи с творчеством этого художника.
Действительно,в их творчестве много общего и они оба пишут в стиле сюрреализма.
Полотна Сафронова напоминают о традициях Дали.
Альбом сюрреалистических работ Никаса Сафронова,вышедший в 2000 году в Германии, был признан лучшим художественным альбомом.
На некоторых полотнах художник изобразил себя рядом с Сальвадором Дали.
Среди них такая картина как "Двое" и ряд других,навеянных творчеством С.Дали.("Две протянутые руки в интерьере,"Сон Дали, когда он был цыганкой ","Мудрость времен Дали" ,"Полет голубя во время сна Дали", "Капли, падающие вверх")
Достаточно привести его фразу : "Мы помним и ценим Дали до сих пор, а дальше будет еще больше".
Такие слова принадлежат благородному Никасу Сафронову,давшему достойную оценку творчеству новатора -Сальвадора Дали и написавшего такую картину,как "Мудрость времен Дали",а вот сам Дали мудростью не отличался и свое время он определял как эру кретинов и эру потребления.
"МУДРОСТЬ ВРЕМЕН ДАЛИ"
Мудрость Дали времен.
Сюрреализма сон.
Истории часы,
Мудрости носы.
"ДВОЕ"
Из-за плеча протянута рука.
ПРОЙДУТ ТЕ ДВОЕ СКВОЗЬ ВЕКА.
ПРОЙДУТ ИСТОРИЕЙ ОДНОЙ,
Горы причудливой волной.
Белеют облака вдали.
САФРОНОВ ,САЛЬВАДОР ДАЛИ!
Они,как будто,свет и тень,
Как ночь и яркий светлый день.
Давно Дали на свете нет,
НО НАМ САФРОНОВ ШЛЕТ ПРИВЕТ.
ОБА В ЛУЧАХ СЮРРЕАЛИЗМА,
ОНИ ПРОЙДУТ СКВОЗЬ ВЕКОВ ПРИЗМУ!
"СОН ДАЛИ, КОГДА ОН БЫЛ ЦЫГАНКОЙ"
Дали глядит с картины,
Седые волосы.
Не женщина-мужчина,
Закручены усы.
Когда он был цыганкой,
Гадал,что было сил.
Был с женским чудным станом
И бусы он носил.
Он был в шали узорной,
Была златой серьга.
Он был с горящим взором
И маленькой нога.
В ЛУЧАХ СЮРРЕАЛИЗМА
И ИЗ ВРЕМЕН ДАЛИ
ГЛЯДИТ СКВОЗЬ ВЕКА ПРИЗМУ
ЦЫГАНСКИЙ СОН ДАЛИ!
"ДВЕ ПРОТЯНУТЫЕ РУКИ В ИНТЕРЬЕРЕ"
В интерьере две руки не сойдутся.
Хоть они недалеки,
Не сомкнутся.
Они,будто свет и тень,
Будто ночь и яркий день...
"ПОЛЕТ ГОЛУБЯ ВО ВРЕМЯ СНА ДАЛИ"
Голубь, раскинув ,крыла,
Чудно белеет вдали.
И вся земля замерла
Во время сна Дали.
В дымке туманной Дали,
Его неясны черты.
Где-то у края земли
Снова витают мечты.
Голубь слепит белизной,
Девушка дивная спит.
Снится ей сон под луной
Сон, где Дали все сидит.
На одной из своих фотографий Сафронов, приставив вертикально к уголкам губ длинные тонкие кисточки,шутливо изображает Сальвадора Дали с его знаменитыми усами.
Но в отличие от С.Дали, который считает себя стопроцентным сюрреалистом,Сафронов владеет не только сюрреалистическим методом,но и,опираясь ,на многие школы,пишет в разных направлениях,жанрах и стилях.
Он очень разносторонний художник .
Если мы откроем "Дневник гения" Сальвадора Дали,то увидим,что многие его тезисы и высказывания созвучны и самому Никасу Сафронову.
Он также считает, что художник должен быть богатым и от этого свободным.
Но в отличие от испанского художника,который считает, что каждый мазок кисти должен выдавать золотой,и из имени которого даже составили анаграмму"Avida Dollars" (Алчный до долларов),которая стала жизненным девизом Дали,у Сафронова немного другое отношение к деньгам.
Это подтверждают и его слова :"На каком-то этапе деньги уже становятся не интересны...и ты работаешь ради идеи,движения ,куража,может быть,ради тщеславия,но уже не ради денег.И как только человек перестает работать,он постепенно начинает умирать - сначала духовно, а затем и физически".
А испанский художник избрал своим жизненным девизом утверждение каталонского
философа Франциско Пужола,что главнейшее устремление человека в социальном плане-это священная свобода жить, не работая.
Если Никас Сафронов в чем-то и является эпатажным художником, но он не ведет себя так вызывающе, и не провоцирует публику своим безобразным поведением, своим несуразным видом и не шокирует никого своими картинами.
У него нет непристойных, грязных и бредовых мотивов , нет параноидальности и извращенности,и нет такого самолюбования,как у Дали,хотя Сафронов и написал множество своих автопортретов в разных одеяниях.
Но до "Метаморфоз Нарцисса" он еще не дошел,хотя есть и "Метаморфозы от Никаса Сафронова.
Картина Никаса Сафронова "Идущий по тонкому небесному канату",где он изобразил самого себя в рясе священника,свидетельствует о том,что он причисляет себя к избранным.
Полотно "Нежное кощунство Никаса Сафронова в истории искусств " и его знаменитая серия "Женщины- кошки"- это все цветочки по сравнению с такими картинами Дали, как "Великий мастурбатор","Осенний канибализм" и многие другие.
Искусство не должно быть пошлым ,оно должно восхищать,волновать,даже иногда вызывать страх,как на картине И.Репина "Иван грозный и сын его Иван",но оно должно нести в себе нравственное начало ,чему-то учить,различать добро и зло,и вызывать эстетические чувства ,а не отвращение.
ИСКУССТВО - ЭТО СФЕРА ЧУВСТВ И ОНО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ БЕЗОБРАЗНЫМ И БЕССМЫСЛЕННЫМ!
А для "Avida Dollars",видимо,подойдут и пирамиды,подобно греческим,только из фекалий.
Кстати ,в "Дневнике гения " не одна страница посвящена испражнениям и экскрементам великого Сальвадора Дали,которые он так подробно и красочно описывает,сидя в своем любимом клозете.
Жаль, что он не запечатлел сей исторический момент на холсте. Эта картина с названием "Великий испражнитель "прошла бы сквозь года и сквозь века, став одной из картин века.
Другой картиной века могло бы стать полотно, где голый и мокрый Сальвадор Дали в чешуе,облепленный мухами,пишет картину,ковыряя свои коросты на губе.
Полотна Сальвадора Дали зачастую не только не имеют смысла,но художник и сам не может объяснить свои бредовые фантазии и то,что он написал.
Видимо,для того, чтобы войти в историю и стать миллионером, нужно выплеснуть на весь мир" испражнения "своей души, и весь свой "сюр",расплющив, как те часы на картине,все духовные и культурные ценности, пустив на всех оползень из экскрементов и обогатив гавнецом, анусами и извращениями садомазохиста историю мирового искусства.
А Никасу Сафронову принадлежит такая знаменитая фраза, достойная войти в историю вместе с его картинами :"ДЕНЬ, ПРОЖИТЫЙ С ЛЮБОВЬЮ, ОСТАВЛЯЕТ СЛЕД НА КАРТИНЕ ЖИЗНИ".
И его восхитительные полотна- это и есть картина его жизни. Это и частица его души,любви к природе, к жизни, к женщине и ко всему всему прекрасному.
И СВОЮ ЛЮБОВЬ К ИСКУССТВУ НИКАС САФРОНОВ ПОДТВЕРЖДАЕТ ВСЕМ СВОИМ ТВОРЧЕСТВОМ И ВСЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ.
Художник Сальвадор Дали предлагал документальную запись снов и галлюцинаций, а у Сафронова в картинах всегда присутствует элемент фантазии,загадка и тайна.
У Сафронова же во всем свой смысл и своя гармония ,и в каждой картине свое значение и своя символика ,и они отличаются глубиной философского замысла.
Чего стоит только его один альбом "Символизм", где в лучах красоты сияет и сверкает фантастический мир видений и грез.
Никас Сафронов дарит нам сны и мистику,мифы,загадки и тайны,волшебство и сказку,таинственность и параллельный мир,аллегорию,романтику и мечту.
Художник дарит нам красоту и чистоту, гармонию,целое море цветов,мир небесный и земной,мир детства и грез.
Там,где ангел воды
Не оставит следы
И Летучий голландец явится,
Мир видений и грез
Весь в лучах красоты,
И мистический остров приснится.
И загадки природы,
Таинственный дом,
Привидения бродят в веках.
И Венеции воды,
В грозу грянет гром,
Дивный замок стоит в облаках...
Африканская сказка
И путаный сон,
И ночная молитва Иуды.
С тьмы веков в поднебесной
Глядит Вавилон,
И симфонии отдыха чудо!
...Мир видений и грез!
Мифы,сказки ,мечты.
Может,это все только нам снится?
Мир видений и грез
Весь в лучах красоты,
Где загадка и тайна явится!
Художник Сафронов неистощим в своих мистификациях и его романтические пейзажи проникнуты сюрреалистическим томлением.
На всем творчестве Сафронова,пусть даже и не всегда до конца понятном для простого зрителя ,лежит отпечаток его возвышенной ,романтичной и поэтической натуры,чего не скажешь о Сальвадоре Дали ,бредовые фантазии которого зачастую вызывают отвращение.
В одном из альбомов Никаса Сафронова А.Сизиф высказал такую мысль:"Если Никаса Сафронова считают сюрреалистом, то следует ожидать проявления идеологического сюрреализма и в его поступках".
Но сюрреализм Сафронова- это не сюрреализм Сальвадора Дали!
Сколько восхищенных слов высказано в адрес Никаса Сафронова почитателями его творчества,начиная от актеров, знаменитостей,политиков,и ,заканчивая настоящими профессиональными ценителями живописи и критиками.
Достаточно вспомнить его знаменитый и признанный лучшим альбом сюрреалистических работ.
О личности Никаса Сафронова можно судить по одной- единственной фразе,сказанной о нем актрисой Катрин Денев ,как о странствующем рыцаре с мечтой в благородном сердце.
А Сальвадор Дали - это типичныйсюрреалист,способный совершить самый простой сюрреалистический акт- выйти с револьвером в руках и стрелять в толпу сколько хватит сил.
А ВОТ КАК -ТО ПИСТОЛЕТ С ОБЛИКОМ РЫЦАРЯ САФРОНОВА НИКАК НЕ ВЯЖЕТСЯ!
И он не шокирует как С.Дали публику своими странными поступками и неординарным поведением.
Он элегантен,подтянут,вежлив,его высказывания и поведение отличаются здравым смыслом и логикой.
Интересно и отношение художников к религии.Сафронов- священник в 12-поколении и религиозная тема занимает большое место в его творчестве.
На многих своих полотнах художник изображает себя в рясе священника.Он пишет и иконы,храмы,и ангелов,и мадонн.
Чего стоит только один из его шедевров- картина "Неумолимость легкости бытия во время явления плащаницы!"
А Сальвадор Дали сначала был атеистом, стараясь нагрешить как можно больше.а затем пытался создать свою собственную религию , и его картины на религиозную тему пронизаны духом сюрреализма,впрочем,как и картины Сафронова,который ,преображая
древние иконы,словно использует традиции,накладывая на них контуры своих причудливых снов.
У Никаса Сафронова есть такая амбиция - поговорить при жизни с самим богом.И в этом,по моему мнению,он зашел даже дальше самого Дали,хотя он давно уже говорит с богом при помощи своего искусства.
Художник Никас Сафронов далек от политики,в то время как С.Дали "и за и против "правых и левых движений в политике, "и за и против "авангарда и классицизма.
НО САЛЬВАДОР ДАЛИ ОТНЮДЬ НЕ СУМАСШЕДШИЙ!!!
Достаточно вспомнить его знаменитую фразу : " ОТ СУМАСШЕДШЕГО Я ОТЛИЧАЮСЬ ТЕМ, ЧТО Я НЕ СУМАСШЕДШИЙ".
И я думаю,что С.Дали просто прекрасно понимал еще одну фразу:"Что дурно, то потешно", и цинично рассчитывал на таких вот сумасшедших "ценителей"живописи,которые могут выложить миллионы за испражнения души!
Достаточно вспомнить такое его высказывание :" Наше время - эра кретинов, эра потребления, и я был бы последним идиотом,если бы не вытряс из кретинов этой эпохи все, что только можно".
И ОН НЕ ОБМАНУЛСЯ В СВОИХ ОЖИДАНИЯХ И ОН ,ДЕЙСТВИТЕЛЬНО,ВЫТРЯС ВСЕ,ЧТО МОЖНО!
В картинах Сальвадора Дали,при всем их безобразии,видна рука мастера,хотя он и писал в "Дневнике гения",что иногда ему лень или некогда думать о мастерстве.
Его начитанность и обширные знания во многих областях и его литературные труды достойны внимания.
Чего стоит только его знаменитый "Трактат о каннибализме!"
САЛЬВАДОР ДАЛИ - НЕОРДИНАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ!
У художника Сальвадора Дали хватило здравого смысла в "Дневнике гения"отзываться уважительно о творчестве старых и великих мастеров живописи,прекрасно понимая, что в противоположном случае перед ним закрыли бы вообще все двери.
И в то же время Дали пренебрежительно относится к английскому художнику Тернеру,написав в "Дневнике гения" : "...Монтичелли не так скверен,как Тернер. Потому что еще ничтожней!"
Я могла бы понять Дали,если бы речь шла о "Черном квадрате"К.Малевича,НО ТАК ОТЗЫВАТЬСЯ ХУДОЖНИКЕ-РОМАНТИКЕ ТЕРНЕРЕ!
А для Никаса Сафронова художник Уильям Тернер- самый любимый и он трепетно и с глубоким уважением ,как и любой другой настоящий художник относится к творчеству старых мастеров прошлых веков.
Личность Никаса Сафронова вызывает у меня уважение и восхищение,в то время,как личность Сальвадора Дали вызывает гремучую смесь противоречивых чувств.
При упоминании имени этого испанского художника на ум приходят чудовищные образы его картин.
ВОИСТИНУ, ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ САЛЬВАДОР ДАЛИ!
И по, моему мнению,русского "Сальвадора Дали " с испанским Дали объединяют сюрреалистические образы их картин,высокое мастерство ,умение завоевать весь мир и быть свободным в своем творчестве,добившись материального благополучия .
Хотя в отличие от Сальвадора Дали, который не всегда обращал внимание на мастерство, торопясь воплотить на холсте свои бредовые фантазии,картины Никаса Сафронова отличаются тщательной отделкой деталей и он,обладая огромным трудолюбием ,терпением и усидчивостью,не допускает никакой небрежности в написании картин,среди которых столько шедевров и даже супершедевров.
И ДЛЯ МЕНЯ САФРОНОВ- ЭТО САФРОНОВ - ВЕЛИКИЙ САФРОНОВ, НО НЕ ТАКОЙ УЖАСНЫЙ, КАК САЛЬВАДОР ДАЛИ!
А ДАЛИ - ЭТО ДАЛИ!