Учитель станет престижным

А в педвузах появится магистратура.

10 ноября 2008 в 14:30, просмотров: 615

Едва президент страны объявил 2010 год «Годом учителя», как эта инициатива начала обрастать плотью и кровью. О том, как она будет реализовываться, рассказала журналистам сопредседатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова.

Сейчас более половины учителей – люди пенсионного и предпенсионного возраста. А все потому, что в последние годы профессия школьного педагога стала непрестижной и малооплачиваемой. В педвузы шли только те, кто не могли поступить ни в один другой, а в школу по окончании курса устраивались те, кто не нашли никакой другой работы. Причем с каждым годом ситуация ухудшалась. Так, в 2006 году, даже по официальным данным, в школу трудоустроились лишь 37,4% выпускников очных отделений педвузов, а в 2007 году уже 25,8%.

Между тем, именно школа, по словам Ивановой, является «ключевым звеном в реализации стратегических планов России и важнейшим элементом построения нового общества», залогом «подготовки кадровых ресурсов для обеспечения инновационного развития страны и формирования опережающей модели образования». А значит, необходимо в экстренном порядке повысить авторитет учителя – «ключевой фигуры в школе», «поднять престиж школы и сделать ее главной частью нашего общества».

Прежде всего, подчеркнула она, в школу должны прийти новые образовательные технологии. Но, чтобы воспользоваться ими, нужен новый учитель: нынешний, по ее словам, иногда «выходит к доске и пишет по-русски с ошибками, либо не владеет навыками работы в Интернете». Чтобы подготовить их, в педвузах появится магистратура, куда, по оценке Минобрнауки, сразу по окончании бакалавриата будут брать до трети бакалавров. Большинство них и придут затем к детям в школу.

Во-вторых, ускорится выработка новых образовательных стандартов – как для школы, так и для вузов. После того, как президент выразил недовольство, что «их разработка неоправданно затянулась», в прорыв брошены все резервы практической и теоретической педагогики страны. И можно не сомневаться: конкретные результаты не замедлят себя ждать. К тому времени нужно подготовить и педагога, способного учить по-новому – компетенциям и навыкам. А отсюда – третья линия окопов в борьбе за обновление школы: усиленная переподготовка и повышение квалификации учителей, уже получивших педагогические дипломы. Кроме того, дала понять Иванова, вскоре для педагогов может быть возрождено распределение после вуза. В Госдуму поступил законопроект о целевом наборе и целевом распределении в педвузы, а может быть, и по другим специальностям. Если он пройдет, каждый случай нетрудоустройства по специальности молодого целевика будет засчитываться региону как нецелевое использование средств, подчеркнула она. А, значит, губернаторы намертво закрепят их в школе хотя бы на несколько лет после окончания вуза.

Впрочем, школу ждут и совершенно новые люди. Их задача, подчеркнула Иванова, «установить связь образования с реальными потребностями экономики, продвинуть профильное образование для тех, кто будет затем поступать в вузы, и предмет технологии (профподготовку) для тех, кто учиться дальше не сможет, наконец, привнесут в школу так недостающий ей мужской контингент». В то же время, мониторинг по Москве, и в том числе по Юго-Западному округу, выявил, что наиболее успешными являются учителя со специальным образованием. А значит, «людям со стороны» – вузовским преподавателям, бизнесменам и людям с производства придется, скорее всего, либо закончить педмагистратуру, либо получить плюс к имеющемуся высшему образованию второе, заочно- педагогическое.

Пятое направление – использование финансовых рычагов. Важнейшим способом удержать в школе хорошего учителя, на которого и делается ставка в деле улучшения качества среднего образования, станет переход на новые принципы оплаты труда педагогов. Уровень зарплат, наконец, «отвяжут» от чисто количественных показателей, будь то число проведенных уроков или общий педагогический стаж. Главным образом, зарплаты учителей будет определять качество обучения. Сумма, за которую они будут расписываться в ведомостях, по заверениям властей, увеличится вдвое. Впрочем, пока рост зарплат не превысил в среднем трети, а их общие темпы роста замедлились.

Наконец, будет реализовываться еще одна идея президента: усиление контроля гражданского общества за образованием. «Педагогическое собрание», дала понять Иванова, берет эту миссию на себя. И в том числе – контроль за проведением ЕГЭ, за переходом на новые образовательные стандарты, а главное, за здоровьем школьников. Оно, напомнила Иванова слова президента, «не выдерживает критики»: до 80% страдают теми или иными заболеваниями. «А, значит, придется долго работать и вытягивать ребенка», – предсказывает Иванова.



    Партнеры