Основная причина трагедии на подводной лодке “Нерпа” стала проясняться в понедельник. И хотя до сих пор непонятно, почему сработала система пожаротушения, в результате чего и задохнулись люди, уже почти очевидно: гибели подводников можно было избежать, если бы не бардак.
Если суммировать мнения, то получается, что сработало сразу несколько факторов: присутствие большого числа гражданских специалистов, их плохая обученность действиям в аварийных ситуациях, низкий уровень дисциплины.
Например, эксперт “МК” Игорь Кудрин, капитан 1 ранга запаса, председатель Петербургского клуба моряков-подводников, считает, что погибшие просто не сумели воспользоваться средствами защиты:
— Любой человек, спустившийся в подводную лодку, обязан пройти инструктаж. За отработку инструктажа отвечает конкретный человек. В случае аварийной ситуации все находящиеся на подводной лодке должны включиться в индивидуальные средства защиты.
— То есть погибли те, кто не умел ими пользоваться?
— Дело в том, что профессионалы-подводники знают, как быстро и безопасно надеть средство защиты. В случае с “Нерпой” речь идет не о подводниках, а о гражданских лицах. Не случайно большинство жертв именно среди них.
— Может, средств защиты на подлодке просто не было?
— На любой подлодке средств защиты должно быть столько же, сколько людей, плюс 30% резервных противогазов.
— Сколько времени необходимо, чтобы проветрить отсеки от фреона?
— В этом случае хватило бы 20 минут. Сначала подводная лодка, которая на момент аварии находилась на глубине 80 метров, должна подняться на поверхность. На это уйдет не более пяти минут. Затем в течение 15 минут проветриваются аварийные отсеки. А через полчаса газ выветривается полностью.
Примерно то же самое рассказал “МК” и офицер-подводник, просивший не назвать его имени. По его мнению, 20 минут, в течение которых можно дышать в индивидуальном дыхательном аппарате, было вполне достаточно, чтобы спастись. Он считает, что вероятнее всего причиной трагедии стала паника, которую могли устроить на подлодке гражданские люди. “Даже если индивидуальные дыхательные аппараты были у них за пазухой, они могли растеряться и даже помешать тем, кто был рядом…”
Что же касается срабатывания системы пожаротушения, то вот здесь как раз и могла подвести дисциплина.
— Система ЛОХ (лодочная объемная химическая защита) после модификации (была внедрена автоматическая система подачи фреона) стала реагировать на задымленность и температуру более 70 градусов, — рассказал Кудрин. — В принципе система могла сработать и на сигаретный дым. Так как управлять гражданскими на подлодке сложно, возможно, кто-то из них не стал ждать очереди в курилку и задымил в неположенном месте.
— Но ведь существуют сигналы оповещения при включении ЛОХ?
— После того как срабатывает система пожаротушения, включается свето-, звукосигнализация. Как только подводники получают эти сигналы, они должны надеть ПДУ, которые обязаны везде носить с собой.
Возможно, сигнализация действительно сработала, но в то время, когда случилось ЧП, часть людей спала. Гражданские спецы не были приучены везде носить с собой ПДУ, и часть из них погибла, отравившись фреоном, даже не успев толком проснуться.
ЧТО ГОВОРЯТ ПОДВОДНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ