Хроника событий Пархоменко опубликовал список "фантомных" участков на президентских выборах в Петербурге, которые существовали только на бумаге и на которых более 90% голосов отдано за Путина Прохоров проиграл второй суд по отмене итогов выборов Надо подделать все подписи-3 Еще одна история про честные выборы Выборы обошлись России дорого

Выборы в Думу усложнятся

Избирателей поделят на 225

16 февраля 2012 в 17:52, просмотров: 3332

Президент Медведев внес в Госдуму обещанный в конце прошлого года законопроект о новых правилах выборов этой самой Госдумы. Если кто-то ждал серьезной реформы избирательного законодательства — напрасно. Предлагается сохранение действующей пропорциональной системы с одновременным ее усложнением.

Выборы в Думу усложнятся
Рисунок Алексея Меринова

Правом участвовать в выборах наделяются только партии, а в парламент попадут лишь те из них, что преодолеют 5%. Вопрос о праве партий создавать предвыборные блоки, по словам главы Государственно-правового управления президента Ларисы Брычевой, «возникал в процессе подготовки законопроекта, но сочли, что пока это преждевременно».

Из пояснительной записки к 400-страничному документу следует, что весь огород городится ради того, чтобы «обеспечить представительство всех субъектов РФ в Госдуме», а также «упростить отдельные избирательные процедуры». Каким образом?

Вместо того чтобы вернуться к действовавшей до 2006 года смешанной системе (225 депутатов по партийным спискам, 225 — по одномандатным округам), которая гарантированно обеспечивала каждой территории как минимум по одному представителю, или к полностью мажоритарной системе, где все депутаты избираются по одномандатным округам, выбрана очень сложная схема.

Вся территория делится на 225 территориальных единиц (ТЕ), примерно одинаковых по числу избирателей. Избирательный вес каждой ТЕ определяется путем деления общего числа избирателей на 225, и сейчас норма представительства получается равной примерно 485 тысячам человек. Каждый субъект Федерации должен иметь хотя бы одну ТЕ, и если субъект этот — вроде Чукотки или Камчатки, малонаселенный, ТЕ там все равно образуют. «Нарезку» страны на ТЕ раз в 10 лет осуществляет Центризбирком.

Вопрос о том, почему ТЕ в России должно быть непременно 225, а не 100, 200 или 450 (по общему числу депутатов), остается подвешенным в воздухе.

фото: Александр Астафьев
Если г-н Чуров продержится на посту до следующих выборов в Думу, ему придется «украшать» кабинки списками кандидатов.

Сейчас желающие участвовать в выборах партии делят свой список кандидатов на региональные группы. Их должно быть не меньше 70, и некоторые из групп могут объединять территорию нескольких субъектов РФ. После того как предложенный президентом закон вступит в силу, каждая партия сможет сама решать, сколько региональных групп будет у нее в списке, то есть в каких ТЕ она выставляет конкретных кандидатов, а в каких — нет. Минимального числа ТЕ, которое должна охватить партия, законопроект не устанавливает — только минимальное число кандидатов, которое следует выдвинуть по всей стране (100), и максимальное число кандидатов в каждой региональной группе (4). После того как выборы прошли, определяется число партий, перескочивших через барьер (по той же формуле, что и сейчас), а уже потом, по новой, очень сложной многоступенчатой формуле, распределяются внутри партийного списка мандаты между ТЕ с учетом голосов, полученных партией в данном регионе.

Если речь идет не о крупной партии вроде «Единой России» или КПРФ, а о партии вроде «Яблока», с ограниченными финансовыми и оргресурсами, может сложиться ситуация, когда во многих регионах страны она вообще не выдвинет своих кандидатов. А граждане обнаружат в бюллетене название родной организации, но должны иметь в виду, что, отдав ей голос, близкого по взглядам депутата от своего региона они в Госдуме не увидят ни за что. Голос уйдет в общую копилку и разве что позволит перемахнуть через 5%-ный барьер...

Так как после упрощения процедуры регистрации партий участников выборов станет наверняка больше, чем сейчас, в проекте прописали: чтобы не делать бюллетень многостраничным или очень длинным, в него будет внесено лишь название организации, а список ее кандидатов поместят лишь в кабинках для тайного голосования.

А где же обещанное упрощение процедур?

Не надо собирать подписи для регистрации непарламентским партиям. Можно создавать личный фонд кандидата (до 6 млн.). Партиям можно будет заполнять списки кандидатов в электронном виде на сайте Центризбиркома, а кандидатам — в электронном виде подавать заявление, подтверждающее их согласие баллотироваться...

Декларации о доходах и имуществе кандидатам подавать при регистрации придется, но заниматься их проверкой ЦИК не станет. Партии обяжут разместить эти сведения на своих сайтах. Зачем, если ФНС, МВД и прочие структуры нельзя уже привлечь к их проверке? «Пусть политические противники проверяют», — считает г-жа Брычева. А потом, когда кандидат станет депутатом и подаст декларацию уже в этом качестве, избиратели смогут сравнить документы и сделать свои выводы.

Проект может быть принят в первом чтении не раньше апреля, заявил 16 февраля глава думского Комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин («ЕР»). А через месяц-полтора в Администрации Президента обещают подготовить новую редакцию Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» — его придется радикально править.

Выборы-2011/2012. Хроника событий


Партнеры