Кандидаты в депутаты Мосгордумы собирают подписи с «тревожной кнопкой» для полиции в кармане

Автографы фиксируют с предосторожностями, достойными игры в шпионов

В кампании по выборам депутатов Мосгордумы замаячила первая «точка невозврата» - 11 июля, дата, к которой все кандидаты-самовыдвиженцы должны сдать в избирательные комиссии подписи граждан, собранные в свою поддержку. Количество требуемых автографов зависит от округа, как правило речь идёт о 5-6 тысячах подписей. Избирательные комиссии уже заявили: проверка их будет не выборочной, а поголовной, хотя закон этого и не требует. «МК» расспросил самых известных самовыдвиженцев о том, как завершается у них подписная страда. Времени осталось мало, в жёсткие рамки укладываются не все…

Автографы фиксируют с предосторожностями, достойными игры в шпионов

Об окончании сбора рапортовала Мария Гайдар. «Сейчас мы окончательно допроверяем наши подписи: сортируем, готовим к подписанию», — рассказала она «МК». Автографы, по её словам, тщательно проверяли, в том числе с юристами и обзвоном граждан, не успевших предоставить паспортные данные. Если до человека не могли дозвониться, подпись вымарывали. Сдать планируется 5000 подписей (при минимальном пороге в 4500) — «ровно столько, сколько надо».

На полшага отстаёт от Гайдар глава столичного отделения «Гражданской платформы» Михаил Вышегородцев, рассказавший «МК», что штаб уже «выходит на 6 тысяч подписей», сдать их планируется сегодня или завтра: юристы ведут свою проверку, отбраковывают сомнительные автографы. «Проблема при сборе была одна. Зато уникальная. Больше не слышал о подобном во всем округе, - поделился Вышегородцев. - От имени трех управ - Гагаринский, Академический и Ломоносовский районы - вывесили объявления о том, что под видом сборщиков могут орудовать преступники: не давайте им паспорта, на них могут быть оформлены кредиты». Потом объявления пропали, управы и Мосгоризбирком от них открестились, но «осадочек остался», отмечает политик. После этого схему сбора пришлось поменять – вместо поквартирного обхода «пошли по организациям и предпринимательским структурам».

«Правая рука» Алексея Навального, лидер столичного отделения Партии прогресса Николай Ляскин в кампанию вступил на целую неделю позже конкурентов: не выдвигался, поскольку был шанс попасть в списки КПРФ. ««Сбор идет полным ходом, - сказал он «МК». - Честно говоря, идет впритык со временем. Сейчас есть 3400 подписей. У нас несколько направлений сбора — поквартирный обход, стационарные точки около метро, МФЦ, банков, есть еще встречи с населением». Самой большой трудностью Ляскин считает «социальную апатию людей». В районах старой застройки округа население кто-то также предупреждал о мошенниках под видом сборщиков; впрочем, в наше время нет ничего удивительно в том, что бабушки боятся открывать дверь незнакомым людям. А ещё подписи за Ляскина в районе собирали некие подставные сборщики. «И я точно знаю, что это были не мои люди», - утверждает кандидат.

Не очень идут дела у известной оппозиционерки, мундепа района Тушино Веры Кичановой: в наличии лишь половина от требуемого лимита автографов. «Мы потеряли неделю из-за того, что Мосгоризбирком и банк по очереди долго тянули с выдачей всех необходимых документов», - пожаловалась она «МК». Метод сбора у молодой и энергичной Кичановой изматывающий для неё самой, зато эффективный: она сама стоит на точке сбора около метро и общается с людьми. Не обошлось без инцидентов – 5 июня охранники торгового центра пытались прогнать Кичанову от метро «Сходненская». «Вместо полиции вызвали какого-то неопознанного мужчину, он отобрал и порвал собранные нами подписи. Меня за волосы оттащил от нашей точки, сломал наш баннер, разбросал вещи», - рассказывает кандидат. Потасовка снята на видео – теперь Кичанова рассчитывает на возбуждение уголовного дела, причём настаивает на статье 141 УК «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий».

Мундеп района Щукино Максим Кац рассказал «МК», что в штабе очень тщательно проверяют все подписи, готовясь к их 100% проверке: «Смотрим, какую дату выдачи своего паспорта указал сборщик в заверении листа. Смотрим, если избиратель написал в дате, год «14» а не «2014». Сверяем номера паспортов по открытой базе недействительных паспортов». Таким образом удалось отсеять уже 4% подозрительных автографов. А почерковед отбраковал ещё несколько «нарисованных» подписных листов – по этому поводу команда Каца планирует обратиться в полицию. Особых помех при сборе кроме «районной шушеры» кандидат не заметил. Впрочем, на случай ЧП у сборщиков были, по его словам «экстренные кнопки». «Пару раз они их нажимали, - говорит Кац. - Полиция всегда приезжала быстро и хулиганов забирала. Кто-то, было, потолкался — но реальных драк не произошло».

У юриста Фонда борьбы с коррупцией Любови Соболь свои способы – проверяют самих сборщиков. Их ставят парами, чтобы проверяли друг друга, особенно если подозревают в волонтёре «нашиста». Поодиночке ходят только самые близкие – например, папа кандидата. Сборщиков 60 человек, неделю назад пришлось подключить платных работников, но у них процент брака выше, говорит Соболь, - даже несмотря на то, что платят им только за действительные подписи. Подложных автографов пока не выявлено. «Платным сборщикам сразу говорим: сидеть будем в одной камере», - рассказывает Соболь «МК». Для пущего контроля каждый сборщик заверяет образец своего почерка у нотариуса, в случае отказа – давай, до свидания. Процесс идёт не быстро – в час сборщик вылавливает от 7 до 16 подписей. Число собранных автографов Соболь пока не оглашает.

Одна из самых интересных ситуаций – у Александра Закондырина, мундепа района Войковский, который победил на праймериз 8 июня, но заявил о снятии своей кандидатуры в пользу кандидата «Гражданской платформы», менеджера банка Дениса Константинова. Однако 1 июля Закондырин всё-таки подал документы на выдвижение. «У нас есть информация, что выдвижение Константинова один кандидат-спойлер может оспорить в суде — там фигурирует какая-то юридическая, бумажная казуистика», - сказал он «МК». Что за спойлер, какая казуистика – неизвестно. Несмотря на позднее выдвижение (после 1 июля надо было успеть ещё открыть избирательный штаб), Закондырин рапортует о сборе 4000 подписей из необходимых 5310. «Я не могу гарантировать, что их соберу», - оговаривается он. При этом на кампанию по сбору чудо-кандидат ухитрился потратить всего…. 5500 рублей. Это абсолютный рекорд – большинство закладывало в бюджет суммы «от миллиона».

Ну и изюминка подписной кампании – судьба 8 кандидатов – победителей праймериз 8 июня, членов «Единой России», которые сначала зарегистрировались самовыдвиженцами, а потом «ЕР» всё-таки официально выдвинула их от партии. Некоторые из них уже приступили к сбору подписей: так, в городе были замечены агиткубы и сборщики кандидата Олега Сороки (округ № 5). Простояли они всего один день, 3 июля, а уже на следующий день Сорока стал выдвиженцем партии. В базе данных Центризбиркома он и его коллеги во вторник значились самовыдвиженцами, когда произойдёт смена статуса – неизвестно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26567 от 9 июля 2014

Заголовок в газете: Пишите, Шура, пишите

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру