В уголовном деле против Саакашвили «наследили» Маккейн и Теффт

Что припомнили экс-президенту Грузии

Главная прокуратура Грузии официально предъявила Михаилу Саакашвили обвинения в «превышении служебных полномочий с применением насилия или оружия и с унижением личного достоинства пострадавшего». Экс-президента хотят привлечь к уголовной ответственности за разгон акции оппозиции 7 ноября 2007 и разгром телекомпании «Имеди», а также за захват имущества Бадри Патаркацишвили. В суд будет направлено ходатайство об избрании для Саакашвили меры пресечения в виде заключения под стражу.

Что припомнили экс-президенту Грузии

Обвинительные постановления по этому делу вынесены также в отношении тогдашних министра внутренних дел Вано Мерабишвили, генерального прокурора Зураба Адеишвили, министра обороны Давида Кезерашвили и мэра Тбилиси Гиги Угулава. Речь идет о третьей части статьи 333, предполагающей лишение свободы сроком от пяти до восьми лет.

Обвинения были предъявлены Саакашвили заочно после того, как он в понедельник в очередной раз не явился в прокуратуру на допрос в качестве свидетеля. Впервые Саакашвили был приглашен в прокуратуру для дачи показаний в марте этого года, тогда речь шла о других громких делах, в частности, о расследовании смерти премьер-министра Зураба Жвания. Саакашвили к следователям не явился, так как находится за пределами Грузии с того самого момента, как на президентских выборах осенью прошлого года победил ставленник его оппонентов. Что, впрочем, не мешает ему часто посещать Украину, откуда он продолжает в меру сил делать выпады в адрес своего главного, как он считает, оппонента – Владимира Путина, которого он обвиняет во всех своих неудачах.

Вообще-то Саакашвили надо в первую очередь судить совсем за другое. А именно – за развязывание войны против Южной Осетии, по результатам которой погибли сотни людей. Но в нынешней Грузии, большинство населения которой по-прежнему считает войну с «сепаратистами» своим священным правом, такое вряд ли возможно. В лучшем случае, экс-президента, как в том анекдоте, могут судить не за то, что начал войну, а за то, что проиграл. В ноябре же 2007 года действия грузинской полиции были еще относительно вегетарианскими: людей избивали и травили газом, в них стреляли резиновыми пулями, но не убивали.

А телекомпания «Имеди», принадлежавшая олигарху Бадри Патаркацишвили, осенью 2007 года широко освещала митинги оппозиции, ее камеры были установлены на площади, где проходили акции протеста. Разгон митингующих «Имеди» транслировала в прямом эфире, что привело к взрыву возмущения населения, которое устремилось в центр Тбилиси. Чтобы помешать освещению событий в нежелательном для себя ключе, Саакашвили принял решение о разгроме «Имеди». Прокуратура Грузии заявляет, что после этого должностные лица по заданию Саакашвили начали процесс незаконного изъятия телекомпании у ее владельца Бадри Патаркацишвили, который завершился уже после его смерти. После парламентских выборов 2012 года 90% акций "Имеди" было возвращено семье Патаркацишвили.

Непосредственный участник этих событий, входивший тогда в окружение Саакашвили, позже описал в грузинском издании «Грузия и мир», как проходило совещание в резиденции Шавнабада, на котором было принято решение о разгроме телеканала «Имеди»:

«Бокерия (Гига Бокерия — бывший секретарь Совбеза Грузии - «МК») с ходу спросил: Миша, что собираешься делать или ты и пальцем не пошевелишь, пока нас не сметут? Миша разозлился: «спецназ» и так людей избил до смерти, ничего не пожалели – и газ применили, и водометы, и дубинки, что еще прикажешь делать?Видишь же, не помогает, только больше людей собирается, вон, снова двинулся народ из районов. Главное - отключить «Имеди»…

Гига Бокерия согласился, прибавив: «Имеди» надо примерно наказать и, при этом, так вырубить канал, чтобы, если даже всей душой пожелаешь, минимум неделю невозможно было вернуть его в строй. Нам, мол, как раз эта неделя необходима, чтобы выиграть время. Миша спросил, что надо для этого сделать? Бокерия объяснил: в телекомпанию должен ворваться «спецназ» и все там разнести в пух и прах. Надо послать людей в масках, и таких, что работали на телевидении или знакомы с его спецификой. Ломать нужно самую дорогостоящую аппаратуру или ту, без которой «Имеди» долго не сможет выходить ни на внутреннее вещание, ни на сателлит. А заодно, добавил Бокерия, показательно накажем тамошних журналистов.

Миша поначалу был против такой операции, боялся американцев – мне, мол, этого не простят. Тогда Бокерия заявил, что вопрос уже согласован с Джоном Маккейном и Ричардом Холбруком. Если хочешь, позвони им – предложил он Мише. Саакашвили перезвонил и от обоих получил подтверждение. После этого он попытался связаться с Брайзой и Теффтом (в то время посол США в Грузии – «МК»). Теффт не ответил, а вот с Брайзой ему удалось переговорить. Завершив беседу, Миша сообщил Гиге: Мэтью сказал, что лично он умывает руки, так как ему известно, что Маккейн и Холбрук уговорили на разгром «Имеди» даже Дика Чейни, и меня, мол, все равно никто не спрашивает. Только после этого Бокерия признался, что Дик Чейни действительно в курсе дела.

Через некоторое время Саакашвили позвонил и Джон Теффт и коротко с ним поговорил. Миша передал его слова: если в «Имеди» прольется кровь и будут жертвы, Теффт снимает с себя ответственность за последствия. Ну а если удастся этого избежать, завтра утром он выступит и объявит, что начинался государственный переворот, «Имеди» была включена в процесс и, таким образом, это были вынужденные действия, направленные на спасение демократии».

Кто именно был автором этого рассказа — возможно, мы вскоре узнаем на процессе во время дачи показаний свидетелями...

В этот же день в телекомпанию "Имеди" ворвался отряд спецназа МВД, аппаратура была разгромлена, журналисты избиты, телеканал отключен от вещания. Стоит обратить внимание на роль американцев: если все происходило именно так, то и другие ключевые решения команда Саакашвили полностью согласовывала с ними.

Не исключено, что все это только начало и главные вопросы к Саакашвили возникнут позже. Прежде всего по деятельности так называемых «зондер-бригад», которые занимались внесудебными расправами. Разумеется, Грузию нельзя сравнивать с сегодняшней Украиной: там не происходило и сотой доли того ужаса, которое творит в отношении мирного населения Донбасса правительство Порошенко. Но важен принцип неотвратимости наказания...

Находясь на вершине власти, аргентинские генералы, руководители военного переворота в 1976 году, были уверены, что никакое судебное расследование им не грозит. « Это война, а мы — победители, – говорил генерал Роберто Виола. - Будьте уверены: если бы в последней войне победили армии рейха, то процесс над военными преступниками проходил бы в Виргинии, а не в Нюрнберге». Однако после падения хунты многие из них были осуждены, в том числе и экс-диктатор, генерал Хорхе Видела, который был приговорен к пожизненному заключению и умер в тюрьме 17 мая 2013 года. Что может быть хуже такой старости и такой смерти?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру