На этом круглом столе политики скромно молчали, чтобы не оплошать, а бал правили ученые сторонники «Единой России». Модератор — историк архитектуры Сергей Заграевский начал с бытовой истории. Его 17-летняя дочь периодически использует слово «лузер». Он спросил ее, нельзя ли заменить его на русское - «неудачник»? И дочка ответила, что это решительно невозможно. Потому, что неудачник — человек, которому не везет, и ему сочувствуют. А лузеру никто не сочувствует, над ним глумятся. «У каждой эпохи свой язык и свои смыслы, но где тот уровень, ниже которого стыдно опускаться»? - спросил у коллег историк.
Наиболее объемную картину происходящего дал председатель Союза переводчиков России Леонид Гуревич. Русский мир — мир русского языка — сужается. Молодежь в странах СНГ и бывшего соцлагеря говорит по-русски хуже, чем их родители. Дети уехавших на Запад русских часто не хотят учить родной язык. А новые поколения, живущие в России, пренебрегают его нормами. Падает уровень преподавания, в телевизионных ток-шоу царит косноязычие и хамство, издательства экономят на корректуре, а в результате книги и журналы выходят с ошибками, в Интернете искажение языка — это писк моды.
Выводы, которые попали из этого выступления в резолюцию: проводить повышение квалификации писателей, журналистов, издателей и т.п. Хотя бы они должны знать правила великого и могучего. Финансировать издание литературы на русском языке за рубежом. Ужесточить контроль за Интернетом.
Профессор философии Сергей Гуторов предложил начать сбережение языка с самой партии власти: «Я верю в то, что «Единая Россия» может подать правильный пример. Но пока она этого не делает. Председатель партии Дмитрий Медведев 17 июля 2013 года сказал на совещании: «Если ничего не предпринимать, то нас так и будут дрючить». Даль трактовал это слово, как спать непробудным сном. Есть и другая трактовка — из толкового словаря ненормативной лексики. Специалисты им располагают. Так что имел в виду председатель партии и какой он подал пример молодежи»?
А о том, насколько трудная это задача — спасать язык, можно судить хотя бы по резолюции совещания. Там есть все: и падежные ошибки, которые можно объяснить опечатками, и загадочные фразы, которые вообще невозможно объяснить. Например такая: «Возрождение интереса к чтению. Еще более опасна продолжающая нарастать функциональная безграмотность граждан, когда человек не только не в состоянии передать смысл прочитанного, но затрудняется устно или письменно выразить собственные мысли».