Пармезаны на госслужбе: тайные договоры на личном уровне между Россией и Украиной

Вакуум государственной политики в отношениях двух стран всегда восполнялся «собственными инициативами» чиновников и бизнесменов

Вакуум государственной политики в отношениях двух стран всегда восполнялся «собственными инициативами» чиновников и бизнесменов

«Американцы тратят сотни тысяч долларов на работу своих неправительственных организаций в год. А что делаете вы? Где наши русские братья? Где хотя бы та минимальная поддержка, на которую можно было бы здесь открыть бюро и работать с людьми, желающими помогать России?»

Такие вопросы приходится довольно часто слышать из уст неравнодушных к идее русского мира коллег во всех странах Восточной Европы — от бывших союзных республик, членов соцлагеря и ОВД, до осколков Югославии, но в особенности на Украине.

Ответа на них, увы, нет. Пока нет.

Занимаясь проблемами Восточной Европы довольно прикладным образом, я часто сталкивался с одной и той же ситуацией. Имея определенные возможности, российские структуры за рубежом не стремились их использовать, создать альтернативу «мягкой силе» американцев. Преобладал тактический подход вчерашней целесообразности, а некоторые даже ссылались на то, что «американские технологии» неправительственного влияния не у всех одинаково работают. Мол, кесарю кесарево. В то же самое время опыт молодой советской Россия по созданию самого настоящего мирового гиганта «мягкой силы» начала ХХ века — Коминтерна — как-то забывался.

Много общаясь с украинскими политиками и экспертами, я поначалу не мог понять — в чем же разница между нами и нашими подходами.

Удивительная вещь — вопреки всей сиюминутности целеполагания украинцев они много и долго любят говорить о необходимости наличия стратегии, закрепленной во времени.

Отечественные коллеги переболели синдромом 1991 года (наследие развала идеологического государства) и потому крайне болезненно относятся к любым стратагемам. Они постулируют движение шаг за шагом, но где-то в глубине души надеются спустя время на выход к стратегическому планированию.

А вот украинские политики, скорее, стремятся к декларированным стратегиям только ради одной цели — уяснив правила игры, найти возможность первыми кинуть партнера. Именно по этой причине мы никогда не могли с ними договориться — цели разные. В этом смысле нам гораздо ближе китайская мудрость «от сотрудничества к доверию», чем наоборот.

Вот уже как полтора года катастрофы на Украина последние новости можно слышать множество голосов — где же Россия была раньше? Куда смотрела Москва? Чем занимался Кремль на Украине? Как человек, работавший в Киев с 2006-го по 2013-й, считаю нужным ответить на эти и многие другие неудобные для нас вопросы.

Со времен Ельцина Кремль и российская дипломатия исповедовали принцип построения прямых личных отношений с руководством других государств, особенно на постсоветском пространстве.

Договоренности первых лиц оформлялись в межгосударственных отношениях, и судьба взаимодействия двух стран отдавалась на откуп чиновникам средней руки, мало заинтересованным персонально в их развитии.

Возникающий вакуум государственной политики и стратегии незамедлительно восполнялся «личными инициативами» политиков и бизнесменов. Увы, так продолжалось до последнего.

Вопросы энергетики или аптечный бизнес — все решалось через призму прикладных, как правило, негосударственных интересов. Многолетний посол России на Украине экс-премьер Виктор Черномырдин был назначен в 2001 году для решения газовых вопросов, поскольку дружил с президентом Украины того времени Леонидом Кучмой.

Нынешний посол, экс-министр здравоохранения Михаил Зурабов, вопреки случившемуся в прошлом феврале госперевороту, не лишился своей должности до сих пор в силу известных всем близких отношений с нынешним президентом Украины Петром Порошенко. А толку чуть!

Всю свою новейшую историю политика России на Украине (и не только) строилась на уровне личных договоренностей первых лиц. Казалось бы, первый Майдан должен был чему-то научить, ан нет — политика личных связей сработала и здесь. Деньги не пахнут — именно по этому принципу политические контакты вырастали из бизнес-отношений — что с окружением Ющенко, что с окружением Януковича.

В результате при первой же опасности бизнесу политические конструкции рассыпались как карточные домики.

Бизнес-интересанты с обеих сторон, временно наделенные государственными полномочиями, предпочитали встречаться вдали от глаз на Лазурном Берегу или где подальше. Давно и естественным для себя образом проживая вместе с семьями преимущественно на Западе, они решали вопросы российско-украинских отношений примерно так же, как британские колонизаторы проблемы индусов. Все это время именно такие люди подменяли отсутствующую как явление государственную политику в отношениях двух стран, носящую стратегический характер.

Очистительная волна санкций, конечно, серьезно повлияла на привычки «пармезанов на госслужбе». Теперь они вынуждены довольствоваться Черноморским побережьем и белорусскими морепродуктами.

Позорно бежавшие из Украины члены правительства — «семьи Януковича» — продолжили вести себя в Москва так, будто ничего не случилось или уж по крайней мере они тут совершенно ни при чем. Более того, находясь в Москве, искали возможности договориться о назначении в Правительство РФ путчистов Турчинова.

Друзья старшего сына Януковича, и.о. премьера Сергей Арбузов и главный налоговик Александр Клименко, из-за чьей жадности и глупости случилась революция, продолжают еще питать надежды на возвращение в новую украинскую власть. Они создают партии, торгуются с администрацией Порошенко влиянием на СМИ. Между тем именно они были главными евроинтеграторами Украины.

Арбузов был главным застрельщиком кампании по поддержке подписания ассоциации с Евросоюз - ЕС в украинских СМИ, именно он до последнего уговаривал Януковича подписать договор на злополучном саммите в Вильнюсе и всячески дискредитировал попытки помощника президента Сергея Глазьева образумить украинского лидера и заставить повернуться к России. А теперь уже из Москвы он договаривается с Порошенко.

Их бывшие подчиненные, оставшиеся на Украине, дали меткое определение экс-министрам — «люди в роуминге».

Увы, так сложилось, что не только на Украине, но и в России до недавнего времени другие «люди в роуминге» влияли на политику государства, не понимая необходимости и не желая определять стратегию его развития хотя бы на ближайшие 10 лет.

Весь либеральный фланг правительства, предпочитающий побережье Сардинии крымскому, сегодня чуть ли не в открытую торпедирует помощь Донбасс. Еще вчера эти «голуби-либералы» из числа министров искренно не понимали — «а зачем нам Крым?» — и преувеличенно боялись санкций. Конечно, санкции не делают нашу жизнь проще, но нельзя забывать, что в выборе между кошельком и честью всегда важно выбирать честь. Потому как в обратном случае лишишься всего.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26910 от 12 сентября 2015

Заголовок в газете: Украина и Россия: договоры на личном уровне

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру