Осенние заморозки в российско-турецких отношениях из-за Сирии: что дальше

Эмоции пройдут, Россия и Турция останутся партнерами

Несмотря на примирительные заявления российской стороны после инцидентов с пересечениями самолетами турецкой границы и начатые переговоры между военными ведомствами двух стран о координации, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган по дороге из Европы в Япония выступил с очередной порцией резких заявлений в адрес России, подчеркивая блоковую принадлежность уязвлённой Турции к НАТО и союзнические отношения с США и ЕС.

Эмоции пройдут, Россия и Турция останутся партнерами
Реджеп Тайип Эрдоган

Однако, прежде чем давать какие-либо оценки антироссийской риторике, просто вспомним, что буквально вчера тот же Реджеп Тайип Эрдоган обрушивался с резкой критикой на США и президента Барака Обаму. Проживающий в штате Пенсильвания беглый проповедник Фетхуллах Гюлен и его движение «Хизмет», ранее ближайшие союзники правящей Партии справедливости и развития, в одночасье ставшие яростными оппонентами, попортили немало крови действующему турецкому руководству. Последнее прямо усматривало гюлленовский след, не без благословения американцев, в коррупционном скандале, прогремевшем на всю страну в декабре 2013 года и столь больно ударившем по имиджу Партии справедливости и развития.

А президентские выборы 2014 года? Тогда США негласно поддержали единого оппозиционного кандидата, признав Эрдогана слишком «амбициозным и своенравным», чтобы рассматриваться в качестве предсказуемого союзника. Тогда два главы государства друг для друга вообще стали нерукопожатными.

А сколько слов сказано Реджепом Тайипом Эрдоганом в адрес европейских лидеров в последние годы? Причём, поводам и заявлениям несть числа. Посему, вспомним лишь про наиболее яркий эпизод – волнения в Турции летом 2013 года, символом которых стала стамбульская площадь Гези. С протестами турецкое руководство разбиралось самым решительным образом на протяжении трех месяцев, заслужив множество упреков из европейских столиц в попирании прав человека. В долгу не оставался и турецкий лидер, много чего рассказавший «старушке» Европе про неё саму и про её лидеров, включая Меркель и Олланда.

Очень хочется написать про турецко-израильские отношения, ещё несколько лет назад бывшие стратегическими, вплоть до тесного взаимодействия в оборонной и разведывательной сферах. Но – это, вообще, повод не для статьи, а для книги. Просто зададимся вопросом, где теперь турецко-израильские отношения, после так называемой «флотилии Мира», когда судно «Мави Мармара» штурмовало израильскую «блокаду» Сектора Газа? Что говорилось и говорится постоянно в адрес Израиля с турецких трибун и по турецкому телевидению? Да, вообще-то, мало чего приятного...

Развернув глобус другим боком, взглянем на Поднебесную, а точнее на Синьцзян-Уйгурский автономный район Китай, где компактно проживают уйгуры-мусульмане. Летом этого года в Турция был дан старт кампании в защиту их прав, «злостно попираемых» китайцами, с тяжёлым словесными залпами в адрес Пекина. Градус напряжения в отдельные недели лета был таков, что нападкам на улицах турецких городов подвергались люди просто за раскосые глаза, то есть подходящие под образ китайца в массовом турецком сознании. Кто там разбирал, японец ты, кореец или монгол?

При этом невзирая ни на какую политическую риторику, Турция строит плодотворные торгово-экономические отношения с упомянутыми выше США, ЕС, Китаем и Израилем.

К чему я всё это?

Просто к тому, что ничего из ряда вон в российско-турецких отношениях пока не происходит. Маятник турецкой внешнеполитической риторики от «выйдем из НАТО и забудем о кандидатстве в ЕС», качнувшись в сторону «станем участниками ШОС и даже ЕвразЭСа», осенью 2015 года двинулся в обратную сторону.

Когда маятник начинает раскачиваться? Когда стране наступают на какую-нибудь «мозоль», а Сирия, как ни крути – большая головная боль турецкого руководства, слишком вложившегося в уход Асада и, как начало казаться, вплотную приблизившегося вместе с «друзьями Сирия» к достижению своей цели.

А, вообще, возможно строить отношения на условиях полной любви и взаимопонимания? Можно, конечно, если расстаться и, по возможности, не встречаться. Во всех остальных случаях худо-бедно приходится договариваться. Вот и по Сирии должны договориться. Просто Россия избегает громогласных заявлений, а в Турции они рассматриваются в качестве нормального атрибута диалога. Разные политические культуры, разные менталитеты, что поделать.

Резюмируя: всё должно быть в порядке. Будет и дальше между Россия и Турцией нефтегазовая торговля и АЭС «Аккую», и много ещё чего, даже больше, чем прежде. Просто потому, что Российская Федерация и Турецкая Республика – непосредственные соседи и естественные торгово-экономические партнёры, профили экономик которых удивительным образом дополняют друг друга. Неслучайно ведь Россия – страна-рынок сбыта номер один в долгосрочной экспортной стратегии Турции. Все остальное – эмоции, по большому счёту, не имеющие к делу никакого отношения.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру