Интернет-омбудсмен Мариничев прокомментировал смысл нашумевшего выступления о "вредных программистах"

Разъяснения он опубликовал в своем Facebook

Высказывания интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, сделанные на слушаниях в Общественной палате, завели публику не на шутку. Мариничев заявил, что вложения в подготовку IT-специалистов — это вред для России, а продавать наши технологии другим странам можно только в случае… военного присутствия в них. Позже Мариничев написал в Facebook, что СМИ неправильно истолковали его слова. Мы выяснили, что он имел в виду на самом деле.

Разъяснения он опубликовал в своем Facebook

— Вы написали в Фейсбуке, что смысл ваших слов адресовался людям, которые были в зале, но никак не СМИ. Неужели вы не знали, что в зале есть представители прессы?

— Все очень просто, это была не дискуссия, а выступление. И мое выступление базировалось на том, что было сказано до меня. И чтобы передать основной смысл, нужно было говорить, к кому я обращался — это более 13 человек, а не цитировать отдельные слова в отрыве от контекста.

Чтобы разобраться в ситуации, нужно гипертрофировать ее до безумия. Если взять гипертрофированное развитие ситуации, в первом случае страна закроется, и будет как в СССР. Мы будем одни против всего мира, будет технологический прогресс, но новые рынки сбыта можно будет искать только военным путем. Но в этом варианте подготовка IT-специалистов на базе иностранных технологий (продуктов) — зло для страны. Но будет поощряться владельцами этих технологий и продуктов из-за рубежа.

Повторить этот успех сегодня теоретически возможно. Вопрос, готово ли его повторить сегодняшнее общество.

Второй гипертрофированный вариант: мы идем по пути экономического чуда, например сингапурского. Мы понимаем, что мы не составляем конкуренцию гегемону, который владеет базовыми технологиями. Выбираем свое место под солнцем и понимаем, в каких нишах развиваться, где встраиваться в общемировую цепочку добавочной стоимости. В этом варианте ИТ-специалистов на западных технологиях готовить необходимо. И готовить уже сейчас, начиная с подростков. И это добро. Это оптимальный путь, но он не возможен в чистом виде, потому что у нас с Америкой есть военное противостояние.

— Если мы не можем пойти ни по одному, ни по второму пути в чистом виде, то как тогда разрешить этот парадокс?

— Мы должны понимать и принимать то, что у нас с Америкой есть конкуренция, мы равные геополитические партнеры, но мы не равные партнеры в сфере IT-технологий. Соответственно, где-то нужно смириться и вливаться в общемировой тренд.

— В Общественной палате вы говорили, что программы американских компаний «заведомо опережают информационный продукт любой нашей компании». Почему вы сделали такой вывод, есть тот же Яндекс, например, который успешно развивается?

— Я сказал «будут опережать», мы всегда заведомо будем отставать на период НИОКРА (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки). Потому что процессор разрабатывает американская система, Intel делает процессор, а Microsoft — только программное обеспечение. Надо добавить, что если и дальше будут действовать санкции — мы вообще можем отстать еще больше и, например, не иметь доступа к последней версии процессора или к покупке суперкомпьютеров. Это тоже вопрос национальной безопасности, в данном случае США, и уповать на то, что нам будут передавать технологии без задержек, не стоит, они усиливают и усиливают эти задержки — это их инструмент.

— По вашим словам, подготовленный за госсчет специалист «будет молиться» на западные компании «и первым делом будет стараться уехать отсюда туда». На чем основаны ваши суждения, общались ли вы с программистами, проводились ли какие-либо экспертные оценки?

— Что я вкладывал в эти слова: если мы не будем создавать преференции для IT-компаний в Россия, но будем вкладываться в обучение IT-специалистов, то никакого смысла в существовании этих IT-специалистов не будет. Инновации появляются в небольших коллективах, и если для них не будет льгот, то отдельные специалисты уедут за рубеж, в этом смысл глобального Интернета и глобального IT. В чем смысл поддерживать и обучать отдельных специалистов, если мы не делаем на госуровне льгот для компаний? Да, IT-специалисты востребованы в банках, в отдельных компаниях, но это не инновации, а обслуживающий персонал.

Мы боремся за преференции для IT-бизнеса, есть поручение президента, но в Правительство РФ этот вопрос идет со скрипом...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26939 от 16 октября 2015

Заголовок в газете: «Эти вредные программисты»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру