Операция «София»: секретный доклад ЕС рассказал об уничтожении беженских лодок

WikiLeaks раскрыл «тайную кухню» европейцев по борьбе с потоком мигрантов

17 февраля 2016 в 19:05, просмотров: 16553

Сайт WikiLeaks опубликовал засекреченный отчет Евросоюза о беженцах, стремящихся в Европу. Автор отчета, контрадмирал ВМС Италии Энрико Кредендино, подробно описал схемы проникновения мигрантов в Европу (вплоть до моделей использующихся лодок) и констатирует факт уничтожения судов, которые их перевозили.

Операция «София»: секретный доклад ЕС рассказал об уничтожении беженских лодок
фото: AP

В рамках операции ЕС «София», которая получила свое название в честь родившейся на борту немецкого спасательного корабля «Шлезвиг Гольштейн» дочки сомалийской беженки, на борьбу с контрабандистами шесть месяцев назад было направлено 16 судов военно-морской миссии ЕС Navfor Med.

«С начала старта операции наши действия были направлены на арест 46 предполагаемых контрабандистов и уничтожение 67 судов. Благодаря эффективности этой фазы перевозчики не могли больше безнаказанно действовать в международных водах», – рапортует в своем отчете Энрико Кредендино. Однако, по словам контр-адмирала, после того, как операция в международных водах Средиземного моря вошла в активную фазу, перевозчики стали базироваться в водах Ливии.

Как говорится в отчете, мигранты и беженцы с Большого Ближнего Востока, как правило, используют три пути, ведущие в европейские страны. Это западный средиземноморский путь, который пролегает от западной части Северной Африки до Испании; центральный, который начинается в Ливии и ведет в Италию и Мальту; а также самый популярный, восточный путь – от Турции до Греции.

По данным агентства Европейского союза по безопасности внешних границ FRONTEX, с января по декабрь 2015 года более 929 171 человек совершили опасный путь через Средиземное море. Около 83% процентов приезжих при этом использовали восточный путь. «Ливийский» маршрут выбирают 16% человек. Как уточняется в опубликованном WikiLeaks отчете, большинство отправлений из Ливии ведется из Триполитании. При этом ЕС оценивает годовой доход ливийских перевозчиков «живого груза» в 250-300 млн евро.

Как правило деревянные лодки для транспортировки мигрантов используются на западе Триполи, в то время как резиновые шлюпки характерны для бизнеса на востоке. В отчете говорится, что деревянные плавательные средства более ценны чем резиновые хотя бы потому, что они могут перевозить больше людей. Также их преимущество заключается в том, что они более устойчивы к непогоде и могут быть использованы дольше, чем шлюпки. Лодки из дерева контрабандисты получают от ливийских рыбаков. Также их привозят из Туниса и Египта. Что касается резиновых шлюпок, то они импортируются из Китая.

Контрабандисты набирают пассажиров благодаря социальным сетям, «человеческой» рекламе и, как ни странно, туристическим агентствам. Бизнес имеет широкую сеть за пределами Ливии, говорится в отчете. Перед тем, как отправиться через море в Европу, мигранты живут в нескольких километрах от берега в специально обустроенных домах. Незадолго до отплытия их разбивают на группы. Примечательно, что работает система посадочных талонов, чтобы упорядочить сам процесс, однако во сколько обходится такой талон, в докладе не уточняется. Само отплытие происходит поздно ночью.

Весьма интересно происходит и транспортировка приезжих. Например, до середины лета перевозчики отправляли плавательные средства, где как минимум два человека из числа «пассажиров» имели и умели использовать систему GPS-навигации, а также могли подать сигнал бедствия в случае опасности. А вот запас пищи и питья был ограничен: в докладе отмечается, что провианта в шлюпках едва ли могло хватить до Мальты или Лампедузы. Неудивительно, что многим добравшимся до берега требовалась медицинская помощь.

Говоря об успехах «Софии», Кредендино пишет, что пришло время для начала следующей фазы борьбы с контрабандистами, которая должна пройти в ливийских территориальных водах. Контр-адмирал считает, что этому препятствует ряд «политических и законодательных вызовов», среди которых – законные обоснования действий в территориальных водах Ливии и то, кто будет судить пойманных там перевозчиков.

Важно найти того, кто станет посредником между ЕС и властями Ливии в вопросе борьбы с контрабандистами, отмечает Кредендино. Напомним, что в погруженной в вооруженный хаос посткаддафиевской Ливии действует два правительства – в Триполи и в Тобруке. Отсутствие государственных институтов, а также разнообразие вооруженных группировок, действующих в североафриканской стране, значительно осложнит работу ЕС в рамках борьбы с миграционным потоком, отмечает контр-адмирал.

«В рамках операции мы добились неплохого прогресса, обеспечивая эффект сдерживания, выдавливая контрабандистов из международных вод, – говорится в отчете Кредендино. – По состоянию на 31 декабря 2015 года, мы способствовали аресту 46 контрабандистов и уничтожению 67 кораблей». «Тем не менее, для того, чтобы двигаться на следующие этапы миссии, нам необходимо иметь правительство национального согласия (в Ливии - «МК»), с которым можно иметь дело», – говорит в заключении своего отчета итальянский контр-адмирал.



Партнеры