Россиянам противно смотреть дебаты

Социолог: «Никто, кроме самых молодых и наивных, не ждет, что выборы могут как-то серьезно изменить жизнь»

За телевизионными дебатами перед выборами в Госдуму следит ровно четверть россиян. Таковы данные опроса ВЦИОМ. Несколькими днями ранее данные аналогичных исследований опубликовали другие социологические службы.

Социолог: «Никто, кроме самых молодых и наивных, не ждет, что выборы могут как-то серьезно изменить жизнь»

По данным фонда «Общественное мнение», 51% респондентов категорически не желают смотреть дебаты, а еще 23% - их ни разу не видели, но теоретически против просмотра не возражают.

А согласно опросу Левада-Центра за телевизионными баталиями политиков с высоким вниманием следят 9% россиян. На вопрос о том, интересуют ли их выборы, «определенно да» ответили 13% респондентов, «скорее да» - 33%. При этом большинству участников исследования Левада - Центра оказались не интересны не только дебаты, но и сами выборы.

О чем может говорить такое невысокое внимание к дебатам? И как подобное отношение к ним отразится на явке 18 сентября? Об этом «МК» спросил у президента ФОМ Александра Ослона.

- Если сравнивать с прошлыми годами, то сейчас желание смотреть за дебатами у россиян снижается, но об отношении к самим выборам это напрямую не говорит, - полагает социолог. - Конечно же никто, кроме самых молодых и наивных, не ждет, что голосование может как-то серьезно изменить нашу жизнь. Не ждали этого и прежде. Однако, с точки зрения респондентов, отсутствие такого ожидания не означает, что на выборы не нужно ходить.

Для человека выборы имеют, как минимум, три смысла.

Первый. Выборы — это событие ритуального характера, подтверждающее, что мы — одно общество, одна страна и наш мир стабилен.

Второй смысл. Мой голос, мое участие - важны. Я важен. Мое участие имеет значение не только для кандидатов, но и для себя, утверждения собственной значимости.

Третий. Я — как все окружающие меня люди. Если все мои знакомые, соседи идут — и я иду. Если все не идут — то и я не иду.

Эти смыслы и концентрируются в явку. Именно поэтому, к примеру, на региональных выборах на небольшой территории явку может сократить или поднять в несколько раз погода. Все собирались идти, но она испортилась - никто не пошел, и я не пойду. Кроме того, есть такие вещи, как рукотворная мобилизация избирателя или его демобилизация: «А чего ходить, давайте все не пойдем»!

Если же говорить о федеральных парламентских выборах, то они менее зависимы от погодных и прочих прихотей, и традиционно собирают около 50% избирателей или чуть больше. Думаю, так будет и в этот раз.

Вы смотрели или не смотрели дебаты с участием кандидатов на телеканалах? (ВЦИОМ)

Смотрел по телевидению - 23%

Смотрел в Интернете - 2%

Не смотрел, но слышал об их содержании - 14%

Слышал о дебатах, но не смотрел и не знаю, какие темы там обсуждаются - 34%

Впервые слышу о дебатах - 25%

Затрудняюсь ответить - 2%

Сюжет:

Выборы в Государственную Думу 2016

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру