Навальный на развилке: бойкотировать нельзя голосовать

Какой политический выбор сделал главный оппозиционер страны

Центральная избирательная комиссия предсказуемо отказала Алексею Навальному в регистрации кандидатом на президентских выборах. После чего Навальному предстояло найти способ мобилизовать оппозицию в сложившихся условиях. И он предложил бойкотировать выборы, чем спровоцировал скорую реакцию Кремля. «Призывы к бойкоту, безусловно, подлежат весьма скрупулезному изучению на предмет соответствия или противоречия нашему законодательству», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Разберемся, есть ли смысл в бойкоте и чем он грозит самому Навальному.

Какой политический выбор сделал главный оппозиционер страны
Фото: кадр из видео

Идея оппозиционера заключается в том, что на выборы идти нельзя ни в коем случае, нужно понизить явку, призвав к бойкоту наибольшее количество людей, и таким образом «насолить» режиму.

«Серьезного снижения явки бойкот не даст, — говорил Навальный еще в 2011 году. — «Единой России» он только на руку. Нельзя забывать, что математически доказано: не голосуешь ты, за тебя голосует Кавказ». Но за шесть лет он свою позицию, судя по всему, кардинально изменил.

Кроме того, он призывает своих сторонников идти в наблюдатели и вести собственную статистику, которая может сильно разойтись с официальными данными.

Но функцию независимого подсчета уже взяло на себя движение «Голос». Оно обещает организовать автоматический подсчет избирателей с помощью программы «Компьютерное зрение». Ожидается, что Навальный к затее «Голоса» присоединится.

Проблема в другом: а так ли важна явка в сложившейся ситуации? Согласно данным «Левада-центра», она и так не перевалит за 58%. По словам социолога Виктора Фурцева, бойкот выборов может повлиять «максимум на 0,7% избирателей, которые, по статистике, готовы были прийти и испортить бюллетени». При этом, по его мнению, количество тех, кого удастся сагитировать на бойкот, будет не больше тех, кто все же «рискнет проголосовать за Ксению Собчак или Павла Грудинина, так что то на то и выйдет».

В известном исследовании Мэттью Франкеля «Угроза, но участие: почему электоральный бойкот является плохой идеей» проводится анализ 171 случая электорального бойкота, из которых только 4% можно признать более или менее успешным. Это происходило там, где бойкот был частью массовых протестов и забастовок и/или в электоральном дизайне присутствовал порог явки. В России порог явки был отменен в 2006 году. Поэтому успешный электоральный бойкот возможен только как часть массовых протестов и забастовок. А главный фактор протестной мобилизации в этих случаях — крайнее и повсеместное обнищание населения.

Параллельно Навальный поставил точку в своих отношениях с Ксенией Собчак. Она предложила оппозиционеру стать ее доверенным лицом в случае ее регистрации. Тогда он получил бы доступ на федеральные каналы и возможность высказать позицию своих сторонников. Но пути к такому сотрудничеству Навальный обрубил, заявив, что все зарегистрированные кандидаты «одобрены Кремлем».

Известный оппозиционный активист, писатель Алексей Цветков, как и многие участники протестного движения, инициативу Навального критикует и предлагает конструктивный вариант действий.

«Если они оставят дома несколько процентов избирателей, этого никто не заметит, а если эти несколько процентов придут на выборы и творчески усовершенствуют бюллетени, это будет в сто раз заметнее, и на основе этого легко возникает солидарная сеть несогласных», — утверждает Цветков.

«Если каждый выложит свой улучшенный бюллетень в социальные сети, прежде чем опустить его в урну, таких фотографий будут миллионы, и это увидит весь мир», — поддерживает его оппозиционер Даниэль Лурье.

Можно предположить, что такой вариант Навальный рассматривал, но тогда он идет на огромный риск, ведь подобная «развиртуализация» несогласных даст возможность посчитать их количество. А вдруг миллиона не наберется?..

Кстати, о рисках. По мнению некоторых юристов, бойкот выборов может караться по 282-й статье УК. Текст статьи гласит, что штрафом от трехсот тысяч рублей и наказанием до четырех лет лишения свободы караются действия, «направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц».

«Обратите внимание, что речь в статье идет не только о действиях, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, но также на унижение достоинства человека либо группы лиц, — пояснил адвокат Андрей Орханов. — Может ли под группой лиц пониматься такая категория, как «избиратели»? Да, может. По крайней мере, этого достаточно для возбуждения дела. При этом прямой нормы о запрете бойкота выборов в законе нет».

Кроме 282-й статьи есть еще и 141-я. В ней речь идет о «воспрепятствовании свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав», также под нее может подпадать и попытка срыва выборов, а именно такую цель, по идее, преследует призыв к бойкоту.

Прецедент блокировки сайтов уже был, в 2016 году Роскомнадзор внес в реестр запрещенных сайтов пять ресурсов с призывами бойкотировать думские выборы. На сайте ведомства говорилось, что «деятельность по организации срыва выборов в нижнюю палату парламента подрывает основы конституционного строя».

Таким образом, за «бойкот» Навальный пострадать все же может. Сайты заблокируют, а против него самого начнут очередное разбирательство. Но тогда эта история окажется еще менее эффективной, чем могла бы стать.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Сюжет:

Дело Навального

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27582 от 27 декабря 2017

Заголовок в газете: Бойкотировать нельзя голосовать

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру