Эксперт предрек ЕАЭС тяжелые времена: «Интеграция не работает»

Сергей Рекеда считает, что союз после пандемии сохранится, но его ждут испытания на прочность

   Коронавирус разрывает не только легкие человека, но и устойчивые международные связи. Сейчас много говорят о том, что пандемия может стать причиной проблем в ЕС. Наверняка пострадает и другое объединение – Евразийский экономический союз (ЕАЭС).  Сообщение между странами фактически прекращено, что нанесло серьезный удар по интеграционным процессам. "МК" поговорил с кандидатом исторических наук, генеральным директором Центра изучения перспектив интеграции Сергеем Рекедой о будущем ЕАЭС.

Сергей Рекеда считает, что союз после пандемии сохранится, но его ждут испытания на прочность
Сергей Рекеда.

 - Как вы оцениваете эффективности борьбы с пандемией в рамках ЕАЭС?

Сейчас есть две модели в мире по борьбе с коронавирусом, и обе эти модели отражаются в ЕАЭС. Одна из моделей - белорусская, где власти настаивают на точечных мерах.  А есть модель Китая - карантинно-ограничительная меры. Рост заразившихся по-прежнему наблюдается в обеих моделях, но в Белоруссии пока проходит быстрее, чем в других странах. Понятно, что все страны соотносят эти меры со своей экономической ситуацией. Те, страны, которые могут себе позволить более жесткие карантинные меры - их вводят. Другие пытаются искать другие стратегии и варианты выхода.

  Что касается совместных усилий в борьбе с пандемией, то тут мы можем судить о ситуации только по официальным заявлениям политиков. Помощь есть и в поставках масок, и в тестах на вирус,  и в рамках евразийской экономической комиссии. На последней коллегии как раз обсуждались меры по координации деятельности стран ЕЭАС в рамках борьбы с коронавирусом. При этом нельзя забывать, что были введен и ряд ограничений, которые противоречат правовой базе Союза. Из-за этого в экспертной среде было много разговоров, что Союз разваливается, интеграция разваливается. Но, естественно, что в период ЧС вводятся контрольно-ограничительные меры повышенной степени. Это не значит, что эти меры останутся навсегда. Авиа- и железнодорожные рейсы вернутся. Когда острая фаза кризиса спадет - все откроют. Понятно, что нынешняя ситуация отразилась на интеграционных процессах и экономика всех стран просела.

  -  Помогают ли друг другу страны по линии Союза?

  - Сейчас нет, да и потом вряд ли появятся лишние ресурсы. В этом вопросе у меня пессимистические ожидания, связанные с тем, что последствия в экономике мы начнем ощущать через пару месяцев. У предпринимателей закончится "подушка безопасности", давление на рынок труда вырастет и тогда у государств ЕАЭС встанет вопрос не только по решению эпидемиологической ситуации, но и по решению экономических проблем. В подобных чрезвычайных ситуациях есть два метода решения - либо объединяемся и решаем эти проблемы вместе, либо каждый закрывается в своей квартире и пытается огородиться забором. Я думаю, что будет выбран второй вариант, когда каждая из стран будет пытаться самостоятельно выходить из кризиса. Это не значит, что Союза и интеграции не будет. Просто каждый будет рассчитывать на себя. Хотя как и любой кризис, этот дает и новые возможности. В идеале, этот кризис мог бы стать толчком к налаживанию интеграционных процессов внутри стран и показать, что интеграция - это благо.

  - Со стороны Белоруссии звучат обвинения в недостаточной помощи со стороны России. А в Казахстане есть мнение о том, что экономические возможности РФ не беспредельны.

 - Понятно, что цены на нефть - один из фундаментальных факторов в отношениях, тем более для Казахстана и для России. Поэтому нет ничего удивительного в том, что такие мнения могут быть. Но оно все-таки далеко не единственное и не звучало от официальных лиц. Казахстан вместе с Россией будет искать решение сложившихся условий. Вот и все. Что касается Минска, то все эти заявления о том, что помощь России плохая, а тесты на вирус вообще не работают - последствия отношений, которые у нас сложились перед эпидемией. Они были сложные и без коронавируса. Много вопросов не урегулировано, начиная от той же политики пропуска иностранных граждан, нет решения по нефти. Периодически заявляется, что решение есть, а потом, что опять нет. И все это - абсолютно не прозрачно и только плодит дополнительные фейки. Те заявления, которые мы слышим - это следствие тех проблем, которые уже были, а не что-то новое, которое будет влиять на наши отношения в негативном ключе.

  - Каким же будет ЕАЭС после завершения эпидемии?

  - Сейчас каждый второй рассуждает о том, каким будет мир после коронавируа. У меня лично такое ощущения, что когда мы начнем выходить из кризиса, эти размышления постепенно начнут забываться. Хотя многие предложения и решения по изменению государственного правления, по реформированию медицины, высказываются правильные.  Однако этот вопрос связан не только коронавирусом. Тот экономический кризис, который мы наблюдаем и будем наблюдать, также повлияет на евразийскую интеграцию. Интеграционные объединения после выхода из эпидемии не распадутся, но интеграция замедлится, потому что будет не совсем до этого и для этого не будет лишних ресурсов. Те достижения, которые были получены до эпидемии, вернутся и сохранятся. И потом, после тяжелого выхода из экономического кризиса, страны смогут вернуться и к их развитию.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру