«Если включается сигнал, произошло что-то страшное»: как выжить в бомбоубежище

С домашними животными и алкоголем вход запрещен

Сколько же на самом деле в Первопрестольной бомбоубежищ на случай войны или других катаклизмов, а тем более точные их координаты — вам не расскажет никто. Информация секретная. Однако повода для паники нет. В Департаменте гражданской обороны уверены: места, если что, хватит на всех.

Но что собой представляют защитные сооружения? От чего можно спастись в подземелье? И пустят ли вас переждать неспокойные времена в обнимку с любимым котиком — разбирался корреспондент «МК», которому довелось спуститься в защитное подземелье.

С домашними животными и алкоголем вход запрещен

Как узнать, куда бежать?

Одно из таких защитных сооружений, готовых при необходимости обеспечить безопасность местного населения, расположено среди жилых домов на Алтуфьевском шоссе. Самостоятельно догадаться, что это за постройка, не так-то просто. Опознавательных знаков ни на входе, ни где бы то ни было поблизости нет. А внешне все это больше напоминает обычную подземную парковку для автомашин. Но это пока вокруг тихо и спокойно. В час «Ч» все поменяется, заверил меня заместитель начальника управления гражданской обороны департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Москвы Сергей Назаренко.

При плановой подготовке к различным угрозам на улицах появятся указатели, которые помогут вам без труда найти дорогу к укрытию. Конечно, лучше заранее, в спокойном режиме, узнать, где именно расположено ближайшее к вам укрытие, чтобы в случае чего не метаться по улицам с учащающимся сердцебиением. Для этого достаточно прийти в управу района или в свой «жилищник», и там вам в специализированном учебно-консультационном центре все расскажут. И где укрыться, и где получить противогаз. В каких случаях его надо получать, а в каких нет. И как вообще его правильно на себя надеть.

Продумано до мелочей

— Защитные сооружения являются объектами двойного назначения, — рассказал мой гид по подземелью. — В особый период и при необходимости они предназначены для коллективной защиты населения, иногда и до двух суток в полной изоляции. А в мирное время на законных основаниях используются для различных услуг, таких, например, как предоставление мест для подземной парковки, складских, производственных или учебных помещений.

— Как это? — удивилась я. — Так если в мирное время здесь все заставлено, а потом вдруг тревога — как спрятаться? Места не будет?

— Такого не может быть, — успокоил меня Сергей. — В мирное время здесь «не все заставлено», как вы сказали, а с таким расчетом, чтобы спланированное количество населения смогло разместиться сразу. Время приведения в полную готовность объекта — 12 часов. За шесть часов выноситься все лишнее, а после проверяется оборудование, герметичность ограждающих конструкций, готовность фильтро-вентиляционных установок и прочих систем.

— Сколько человек здесь может укрыться?

— Это защитное сооружение рассчитано на 2700 человек. Так называемый радиус сбора — 500 метров, то есть в основном это жители ближайших домов. Есть в Москве убежища и побольше, на 5400 человек.  Есть и меньше — от 150 до 1300.

— От чего можно спастись в убежище?

— От обрушения высотных зданий, от осколочных поражений. При воздействии биологического, ядерного оружия. На различных территориях начинка у объектов разная, в зависимости от прогнозируемых опасностей. А вот использовать их, как защиту от наводнений, даже несмотря на герметичность конструкции, не логично. Вода же все равно пойдет вниз, а сидеть и ждать, пока она спустится в укрытие, не совсем правильно.

Уже через пару минут я отметила для себя один не очень приятный момент: чем дальше мы углублялись в убежище, тем холоднее становилось внутри. Жара с улицы, как и перечисленные угрозы, видимо, тоже не могла проникнуть в подземелье.

— А что же здесь зимой? – чувствуя, как по телу начинают бегать мурашки, поинтересовалась я. — Совсем холодно?

— Это вам сейчас так кажется, что холодно. А когда здесь больше двух тысяч человек соберется, все надышат, то еще и жарко покажется. В отопительный сезон предусмотрена система обогрева.

Кровати в убежище, возможно, не очень комфортные, зато хватит всем.

Сергей показал двухъярусные деревянные нары, специально собранные к нашему визиту. И на их примере объяснил, что при необходимости остальные конструкции расставляются на расстоянии примерно одного метра друг от друга, чтобы можно было свободно передвигаться. Нижний ярус кроватей используется как сидячие места и там помещается четыре человека. Верхний — для того, чтобы кто-то один мог лечь отдохнуть. И так поочередно можно меняться.

Насколько комфортно «отдыхать» на нарах, я решила не проверять. Да и по большому счету какая разница, когда стоит вопрос о том, чтобы просто выжить.

В нескольких шагах от места отдыха расположен пункт раздачи питьевой воды. Конструкция предельно простая: труба, расположенная вдоль стены с десятком кранов.

— Люди размещаются в убежище не в хаотичном порядке, а в соответствии с номерами домов, в которых они живут, — пояснил «гид» по подземелью. — Старший по подъезду назначается  старшим по отсеку. Он ходит набирать воду на всех, помогает командиру звена осуществлять организационные мероприятия. Это продумано, чтобы не допустить столпотворения и панических настроений.

Сопровождающий провел нас в помещение, где размещались баки с питьевой и технической водой. Основным отличием между ними было то, что питьевой бак внутри обработан специальным составам. Запас воды — из расчета четыре литра на человека (то есть по два литра в сутки на одного).

Сергей показал мне кабинет медицинской помощи. В мирное время там проводятся занятия с населением, но в случае необходимости все парты сдвигаются, ставятся кушетки — и медпункт готов к оказанию первой помощи.

Раздельный санузел, помещение с дизельным генератором, вентиляционная комната с фильтро-вентиляционным оборудованием, на случай если воздух с улицы станет непригодным для дыхания. Множество запасных аварийных выходов. Проектировщики  убежищ предусмотрели все до мелочей. 

Дебоширам в убежище не место

— Как продумана подача питания? Укрываемых же кормят? — решила я задать вопрос, который наверняка волнует многих.

— Вынужден вас огорчить. Бомбоубежище является временным укрытием, поэтому население само должно позаботиться, как и чем эти двое суток питаться. Можно взять еду с собой.

– Что лучше всего брать из еды?

— Это не должны быть скоропортящиеся продукты. Никакой еды, требующей приготовления, так как готовить в убежище негде. Оптимально брать консервы, но без резкого запаха. Стоит все же уважительно относиться к окружающим.

— С едой понятно. А что еще необходимо иметь при себе в случае возникновения чрезвычайной ситуации?

— Обязательно документы: паспорт, СНИЛС, пенсионное удостоверение и другие. Никто не знает, что случится с вашим домом, а восстанавливать потом документы — процедура не самая приятная и быстрая. Если человек страдает какими-то хроническими заболеваниями, то при себе надо иметь те лекарственные препараты, которые он принимает.

— А что категорически запрещено в убежищах?

— Приводить с собой домашних животных. Не важно, ротвейлер у вас или хомячок. У кого-то из окружающих может быть аллергия, поэтому присутствие животных запрещено. Нельзя курить, распивать спиртные напитки, вести себя агрессивно. На самом деле перечисленные правила не сильно изменились со времен войны.

***

— Вся гражданская оборона постоянно находится в режиме готовности, – еще раз подчеркнул Сергей, когда мы поднялись на поверхность. — И если включается сигнал «Внимание всем!» — значит, действительно произошло что-то страшное.

Что ж, хотелось бы, конечно, без всех этих катаклизмов обойтись. Но если что, приятно осознавать, что в беде тебя не бросят.

"Вскрыли" бомбоубежище в Москве: кадры изнутри

"Вскрыли" бомбоубежище в Москве: кадры изнутри

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28564 от 23 июня 2021

Заголовок в газете: В Подземелье места хватит всем

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру