Силовики задержали и тут же выпустили экс-кандидата в президенты Белоруссии

Когда-то Андрей Дмитриев уже каялся за протесты

В Белоруссии в четверг вечером задержали экс-кандидата в президенты страны Андрея Дмитриева. По его словам, это произошло после того, как он отвел детей в школу. Силовики конфисковали у него телефон и компьютер, затем увезли на допрос, а потом, к удивлению оппозиционера, отпустили домой, взяв с него подписку о неразглашении. По одной из версий, политик является подозреваемым по уголовному делу, связанному с гражданской инициативой «Сход».

Когда-то Андрей Дмитриев уже каялся за протесты
Фото: instagram.com/belarusian

Как рассказал сам Дмитриев корреспонденту «МК», он никуда не собирался уезжать из страны до обысков, не хочет делать этого и теперь. Возможность тюремного заключения его нисколько не пугает. Вместе с тем из-за подписки о неразглашении он отказался говорить, с чем был связан обыск и что именно ему теперь грозит.

Напомним, по официальным данным, на выборах президента Белоруссии Андрей Дмитриев набрал 1,21% голосов избирателей. Впрочем, оппозиционер считает, что итоги голосования были фальсифицированы. После выборов Дмитриев активно участвовал в протестных акциях, а когда уличная активность сошла на нет, он продолжил свою деятельность в качестве видеоблогера, активно критикуя режим Лукашенко.

Кроме того, Дмитриев был знаком с бывшим послом Белоруссии в Словакии Игорем Лещеней, вместе с которым занимался «Сходом». Перед тем как силовики пришли к Дмитриеву, стало известно, что они задержали экс-дипломата.

О том, насколько значимой фигурой в современной Белоруссии является Дмитриев и с чем может быть связан интерес к нему со стороны правоохранительных органов, «МК» рассказал белорусский политический аналитик Александр Класковский:

– Правоохранительные органы уже зачистили от неблагонадежных элементов белорусские СМИ, завершается процесс зачистки неправительственных общественных организаций. В частности, силовики добрались до электронной платформы «Сход», которая замышлялась как некая альтернатива Всебелорусскому собранию или действующему парламенту. Его делегаты должны были обсуждать какие-то глобальные проблемы Белоруссии, пути выхода из кризиса и так далее.

Во время президентских выборов 2020 года я считал, что все оппозиционные кандидаты должны были работать на Светлану Тихановскую, потому что было понятно, что именно она аккумулирует все надежды на перемены. И казалось, что остальные кандидаты только путаются под ногами. Но лично с Дмитриевым у меня всегда были хорошие отношения. Он разумный человек.

После выборов вся старая оппозиция сидит, как «мышь под веником», и ждет, когда ней придут.  А Дмитриев был очень активен. Он является политиком новой формации, как рыба в воде чувствует себя в социальных сетях. Дмитриев не стеснялся давать достаточно резкие политические оценки действиям Лукашенко. После того, как часть сторонников Тихановской оказалась вытеснена из страны, а старая оппозиция просто спряталась, Дмитриев превратился в заметную политическую фигуру. Понятно было,  что рано или поздно к нему придут. Сегодня логика властей такова, что все альтернативные голоса должны быть подавлены.

Насколько значимым для Белоруссии является проект «Сход»?

– Нельзя сказать, что он был очень эффективным. Когда Лукашенко собирал свое Всебелорусское собрание, некоторые политики попытались создать виртуальный противовес. Но это уже был период реакции, когда люди боялись не только выйти на протестную акцию, но и проявить политическую активность в Сети. В результате по некоторым округам в «Сход» не удалось избрать депутатов. Многие об этом проекте вообще не знали, и он не представлял реальной опасности для власти Лукашенко. При этом нужно отметить, что Дмитриев не является радикальным оппозиционером, а дипломат Лещеня, которого задержали, вообще себя к оппозиции не относит.

–​ Насколько я знаю, до 2020 года у Дмитриева была не очень хорошая репутация среди некоторых белорусских оппозиционеров...

– В свое время его незаслуженно подвергали остракизму. После протестов в 2010 году Дмитриев с фингалом под глазом выступил в эфире белорусского телевидения с какими-то признательными показаниями. Потом он объяснял свои слова тем, что в заложниках держали его невесту, но в оппозиции его все равно посчитали малодушным.

Правда, после того, как с 2020 года власти стали на регулярной основе практиковать публичные покаяния оппозиционеров, многие поняли, с какими мастерами имеют дело. Каким бы волевым ни был человек, его всегда можно прижать. Просто Дмитриеву не повезло: он одним из первых попал в эти жернова.

–​ Что будет, если Дмитриева посадят, а «Сход» ликвидируют»?

– Я думаю, что до конца 2021 года в стране будут ликвидированы последние оппозиционные партии. Всего в стране 15 партий, из них перестанут существовать 7 или 8. Это сделают под эгидой перерегистрации партии. Минюст найдет нарушения в документации, выяснится, что они отклонились от своего устава и так далее. Соответственно оппозиция лишится возможности выдвигать своих кандидатов на парламентские выборы, подавать заявки на проведение митингов и так далее.

 Можно сказать, что таким образом Лукашенко обеспечивает себе национальный консенсус?

– Он сплачивает своих сторонников, а так называемое «электоральное болото» старается погрузить в фатализм, который заключается в отсутствии альтернативы. Ну а упертых противников он старается запугать, потому что переубедить их все равно не получится.

Сюжет:

Выборы президента Белоруссии 2020

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру