Инклюзивность по-талибски: в Афганистане появились первые при новой власти женщины-руководители

А в парках развлечений теперь не будет огнестрельного оружия

Представители движения «Талибан» (запрещенная в России террористическая группировка), захватившие власть в Афганистане летом прошлого года, продолжают бороться за международное признание в качестве руководящей государственной силы. Согласно заявлениям талибов, они уже провели несколько важных назначений, соответствующих ожиданиям мирового сообщества, и продолжают курс на снижение напряженности в нестабильной республике.

А в парках развлечений теперь не будет огнестрельного оружия

Вопрос гендерного равноправия в Афганистане всегда, даже в самые спокойные для страны времена, в той или иной степени был актуальным, однако с приходом к власти «Талибана» приобрел особенно острый характер. Захват талибами афганских городов сопровождался многочисленными сообщениями о насилии в отношении женской части населения (включая и малолетних девочек), процветании сексуального рабства и т. д.

Представители движения обвинения отвергали, правозащитники били тревогу, а официальные представители западных стран заявляли о том, что «Талибан» должен не словом, а делом доказать, что готов отказаться от своих радикальных установок.

Первые шаги были сделаны уже в 2021 году: женщинам разрешили работать и учиться при соблюдении обязательных требований в одежде, и даже заниматься спортом, правда, с существенной оговоркой — речь идет лишь о тех состязаниях, в которых не видны оголенные части тела.

Надежду на подлинное "переформатирование" талибской идеологии давало и обещание движения сформировать инклюзивное правительство, с привлечением представительниц слабого пола. Однако оно на долгое время повисло в воздухе. В середине января «Талибан» заявил о выполнении со своей стороны требований международного сообщества, что якобы дает ему право на официальное признание. Однако, судя по реакции внешних игроков, этого оказалось недостаточно. В конце прошлого месяца Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, выступая с докладом перед Советом Безопасности организации, заявил об убийствах талибами более ста лояльных прежним афганским властям чиновников и силовиков. Движению пришлось вновь опровергать эти слова и придумывать новые ходы для своей легитимации.

Сперва талибское руководство заявило о полном запрете на ношение огнестрельного оружия на территории парков развлечений. Как известно, моджахеды редко где появляются без автоматов, что, мягко говоря, не придает уверенности ни населению страны, ни тем, кто наблюдает за афганской жизнью по съемкам информагентств. В прошлом году весь мир облетели кадры с талибами, попавшими на аттракционы: сурового вида вооруженные мужчины на детских площадках как минимум вызывали тревогу.

«Запрещено входить в парки развлечений с оружием, в военной форме или въезжать на транспортных средствах. Моджахеды обязаны соблюдать все правила и нормы парков развлечений», — отметил в связи с этим официальный спикер "Талибана" Забиулла Муджахид.

Следующий шаг талибского руководства оказался еще более резонансным. Стало известно, что движение все-таки решило реализовать принцип гендерной инклюзивности на руководящих должностях. Так, ответственные посты были отданы сразу двум женщинам. Впрочем, речь пока по-прежнему не идет о позициях во временном правительстве или, например, в парламенте.

«Доктор Малалай Рахим назначена директором специализированного родильного дома «Малалай» — единственного акушерско-гинекологического учреждения подобного рода во всей стране. <...> Доктор Ариан была назначена директором (гинекологической) клиники в Шахраре (один из районов Кабула. — "МК")», — сообщил Муджахид.

Оба медучреждения расположены в афганской столице, поэтому количество пациентов там наиболее высокое: женщины приезжают со всей страны, так как в ряде провинций квалифицированных специалистов иногда просто невозможно найти. Это приводит к тому, что проблема смертности при родах, несмотря на устойчивое падение показателей (по данным ООН, за 20 лет удалось в два с лишним раза уменьшить число летальных исходов), остается одной из главных для Афганистана. Из ста тысяч детей, которые рождаются в стране, порядка шестисот — умирают, едва появившись на свет.

Хотя доктора Рахим и Арина получили руководящие позиции лишь в столичных медучреждениях, со стороны "Талибана", не допускавшего женщин на подобные посты, это серьезный шаг вперед. Вопрос в том, не окажется ли пусть и медленная, но «десократизация» по-талибски блефом.

Одновременно с сообщением о новых назначениях Забиулла Муджахид пообещал подвижки и в другой сфере. По его словам, временное правительство намерено возродить деятельность специальной комиссии, расследующей нарушения в области СМИ. Афганистан традиционно занимает нижние строки в рейтингах свободы прессы, что беспокоит правозащитников не меньше, чем отсутствие полового равноправия. Более того, по данным организации "Репортеры без границ", в связи с массовым закрытием ряда афганских СМИ в наибольшей степени пострадали именно женщины, составившие порядка 80% от всех потерявших работу в этой сфере. На таком фоне заявление о реанимировании спецкомиссии действительно звучит многообещающе.

Все это, впрочем, не сулит сиюминутного признания талибского правительства миром. Россия и коллективный Запад сейчас слишком заняты решением украинской проблемы, а шаги талибов, несмотря на очевидный медийный эффект, пока носят, скорее, демонстративный характер, а не свидетельствуют о коренных системных изменениях.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру