ГЛОНАСС подкрался незаметно

Инициатива Путина взвинтит цены на авто

Тем, кто захочет приобрести новый автомобиль на территории России, судя по всему, придется смириться с новой обязаловкой. Владимир Путин предложил с 2012 года оснащать все новые авто навигаторами ГЛОНАСС. Прибор, согласно обещаниям, со временем будет стоить 1—3 тыс. рублей (впрочем, особо торопливые смогут приобрести навигатор ГЛОНАСС+GPS уже в этом году за 10 тыс.). По оценке федерального оператора российской навигационной системы, бремя принудительной установки (более 40 млрд. руб.) разделят между собой автовладельцы и производители.
Инициатива Путина взвинтит цены на авто
Рисунок Алексея Меринова

На амбициозный проект — систему ГЛОНАСС — уже потрачено 60 млрд. рублей. Создание конкурента американской GPS только в 2010—2011 годах “съест” еще примерно 48 млрд. рублей, сообщил, собрав в Рязани все заинтересованные ведомства, Владимир Путин. В 2007 году вице-премьер Сергей Иванов уверял, что к концу 2009 года система ГЛОНАСС заработает в полном масштабе. В 2009-м час Ч перенесли на конец 2010-го. Теперь Путин ставит уже новый срок для “полного развертывания” — 2014 год. К этому времени премьер обещает “не менее 24 космических аппаратов” на орбите и “уверенный прием во всех точках планеты”. Между тем отряд спутников конкурирующей фирмы (системы GPS) уже сейчас насчитывает 31 аппарат.


Ждать в правительстве, впрочем, не намерены. Уже с 2011 года, грозится Путин, большой перечень транспортных и других технических средств должен будет в обязательном порядке оснащаться ГЛОНАСС. Это уже дело решенное.

В первую очередь принудиловка коснется водного, а также высокоскоростного железнодорожного транспорта. Понятно, что на цену билета затраты если и повлияют, то незначительно. Совсем другой эффект стоит ждать от новой правительственной инициативы — оснащения к 2012 году всех новых машин автонавигаторами ГЛОНАСС.


Уже после совещания, в разговоре с журналистами, Сергей Иванов скорректировал заявление начальника: “Мы не можем обязать индивидуумов устанавливать приемники ГЛОНАСС, речь шла исключительно об оборудовании государственного транспорта”. Но это не означает, что и простых смертных в конце концов не обяжут приобретать авто с ГЛОНАСС. Как пояснили в компании “Навигационные информационные системы”, федеральном операторе ГЛОНАСС, речь идет о поэтапном подключении к системе всех авто. Очевидно, госмашины — только первый этап.


Штука, конечно, полезная — датчик системы, установленный в автомобиле, будет фиксировать факт ДТП и отправлять сообщение в диспетчерский центр вместе с координатами места аварии. Правда, в Европе аналогичного рода системы пока работают только в тестовых зонах. Но задание дано — надо выполнять. Чиновники утверждают, что в случае успеха удастся на 30% снизить время реагирования на ДТП, на 50% — смертность при авариях. Ну и заодно сэкономить 200 млрд. рублей из бюджетных средств.


А вот личные средства граждан сэкономить не удастся. По словам заместителя начальника отдела маркетинга Российского института радионавигации и времени Елены Шатилиной, персональный навигатор, работающий одновременно на сигналах ГЛОНАСС и GPS, поступит в продажу этой осенью. Стоить прибор из первой серийной партии (опытные образцы уже раздали ста чиновникам) будет заоблачно — около 10 тыс. руб. Вся партия — 5 тыс. штук. Между тем GPS-навигаторы стоят от тысячи с небольшим.


Судя по оценке федерального оператора ГЛОНАСС, прибор все же станет со временем более конкурентоспособным. Часть затрат принудят на себя взять автопроизводителей (каким образом, пока не уточняется), но все же на часть необходимых техсредств придется раскошелиться владельцу автомобиля. Цена вопроса, по оценке федерального оператора, 1,5—3 тыс. руб. в зависимости от комплектации. Если предположить, что в России продолжит продаваться 1,4 млн. легковых автомобилей в год, общая сумма расходов на оснащение, по оценкам, превысит 40 млрд. руб. По прогнозу “Финам”, рост затрат на авто достигнет 0,5% от стоимости. В процентах выглядит не слишком внушительно, но в рублях вполне может напрячь. К тому же за недешевое встраивание навигатора в компьютерную систему автомобиля компании-производители вполне могут и отыграться на российских покупателях.


А с конкуренцией чиновники разберутся: обеспечивая курируемому проекту рыночные преимущества, Сергей Иванов настаивает на введении практически заградительных пошлин на ввоз навигационных устройств, не поддерживающих стандарт ГЛОНАСС. Пошлина может составить, согласно его угрозе, 25% от таможенной стоимости. Совершенствовать российские изделия, как известно, не наш метод.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру