Завещание Лужкова

Многолетний мэр никак не вписывался в новую эпоху

Многолетний мэр никак не вписывался в новую эпоху

Вы будете смеяться, но Дмитрий Медведев таки уволил Юрия Лужкова. С жесткой формулировкой, исключающей привычную для таких случаев лукавую двусмысленность. Теперь уже никто не сможет сказать: старик сам утомился от непосильных трудов и давно хотел уйти. Нет, ни фига: этот конкретный старик не утомился и не хотел. Его просто убрали. Вопреки и не благодаря.


Хотя мне лично смеяться вчера утром почему-то не очень хотелось. Даже погода в Москве случилась по этому случаю какая-то несмешная. Скоропостижное бабье лето тоже ушло в отставку. В связи с утратой человеческого доверия.


Отставка Лужкова была неожиданной и вместе с тем закономерно-неизбежной. Многолетний мэр, конечно, никак не вписывался в новую эпоху. Например, он совершенно не умел пользоваться айпэдом, ультрасовременным средством управления нашей отсталой Россией. Он сохранял, перпендикулярно запаху чиновного “Диора” и силуэту правительствующего “Бриони”, каменистые черты позднесоветского “крепкого хозяйственника”. Но главное — он всегда оставался самостоятельной, независимой фигурой. Которая часто говорит, что думает, и почти всегда делает то, что считает нужным, а не гипнотизирует слащавым взглядом гербовый диск желтого спецтелефона. В этом смысле Лужков оставался, несмотря ни на какие извивы политической биографии, порождением ранних девяностых с их митинговой стихией. Наследником Бориса Ельцина и Гавриила Попова. Тяжеловесом, в теперешних условиях тотальной чиновной сервильности решительно уже неуместным.


Он и уходить-то (добровольно, как все) отказывался под глубоко надуманным предлогом: дескать, москвичи меня поддерживают! Можем мы себе представить какого-нибудь новейшего губернатора-назначенца, который обосновывал бы свое пребывание на посту поддержкой населения? Нет, не можем. Всякий губернатор этих времен обязан своим постом не жителям вверенной его попечению территории, а лоббизму больших финансово-промышленных групп (ФПГ), а иногда и ОПГ. И только этим ФПГ-ОПГ он глубинно лоялен, подконтролен и подотчетен. Потому и готов уйти в отставку бестрепетно, как только ему на айфон 4G позвонят и скажут: пшел, надоел!..


Когда Юрий Лужков был в зените силы и славы своей, я много раз его публично ругал. Потому сегодня у меня есть моральное право его немножко похвалить, одобрить и защитить.


Те, кто считает, что отставка Лужкова — дело политическое, мягко говоря, заблуждаются. Увольнение мэра — дело сугубо экономическое.


Да, мэр Лужков был достаточно независим в суждениях и поступках, но при этом оставался абсолютно системным игроком. Ни единой минуты не революционером. С мечтами о федеральной власти он распрощался еще “горячей осенью” 1999-го. Когда стало совершенно ясно, что не ему суждено явиться вторым демократически избранным Президентом РФ. И никак помешать федеральным политическим планам близкого будущего Лужков не мог и не собирался. Не вносил он, ясный перец, никакого раскола в “тандем”. И обеспечил бы победу в Москве единого кремлевского кандидата на президентских выборах-2012, как бы этот кандидат ни назывался.


Лужкова убрали потому, что федеральные финансово-политические группы высшего уровня решили: пора забрать экономику Москвы у “человека из прошлого”. Который органически не связан с нынешними хозяевами общероссийской жизни и ничем существенным им, по сути дела, не обязан. Собственность, финансовые потоки — вот что привело к увольнению градоначальника.


И я скажу абсолютно честно: мне как коренному москвичу и бывшему избирателю главы моего города по фигу, кто будет новым мэром: Игорь Шувалов, Сергей Собянин или кто-то еще. Я прекрасно понимаю, что нового мэра определят и назначат по двум федеральным критериям. Во-первых, этот следующий мэр будет прямым агентом сильных федеральных ФПГ (ОПГ), решивших положить столичную экономику в свой карман. Во-вторых, нью-мэр будет максимально заточен на передел собственности и денег. Не все ли равно в такой ситуации, как его будут звать-величать?


А Юрий Лужков, хочу я вам сказать, несмотря на преклонный возраст и неумение жонглировать прикольными гаджетами, помудрее многих оказался. Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать его неформальное политическое завещание — статью “Химкинский тест”. Формально она была посвящена проблеме Химкинского леса. Но на самом деле, я уверен, Лужков хотел сказать совсем о другом. Вот об этом:


“В свое время СССР погиб не только из-за проблем экономической неэффективности. Потеря эффективности государства, нормальной обратной связи власти и общества, снижение доверия и дискредитация системы госуправления — эти причины сыграли не меньшую, а то и большую роль в разрушении СССР, трагедии распада государства, которую мы пережили 20 лет назад. (…) Сейчас в обществе крайне тяжелая и не соответствующая задачам развития моральная атмосфера”.


Золотые слова.


Лужков хотел сказать правителям России: если вы затеваете новую перестройку, то у вас должен быть план радикальных последовательных реформ. Если вы думаете выпустить пар, разрешив дискредитировать МВД, то знайте: грязные брызги полетят из-под ментовских копыт в направлении белых риз высших начальников. Если вы вынимаете из государственной стены гвоздь под названием “Лужков”, то прежде подумайте: не накренится ли стена? не обвалится ли? И есть ли у вас на всякий пожарный случай запасной гвоздь?


В России власть так устроена, что дискредитировать ее можно только один раз. Все остальное случается уже после революции. Так что всем оптимистам, кто нынче пьет несоветское шампанское за отставку Лужкова, я бы посоветовал перечитать это сентябрьское завещание. В жизни пригодится.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру