Приглашенным на торжественную церемонию, среди которых были питерские чиновники, представители иностранных посольств и деятели культуры (в частности, экс-глава ГМИИ им Пушкина Ирина Антонова, писатель Эдуард Радзинский и директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова) устроили фуршет в стиле Фаберже с оладьями, красной икрой, пирогами и мармеладом. Но за полчаса до появления Дмитрия Медведева столы быстренько свернули, а гостей подвинули поближе к сцене, с которой, собственно, и было объявлено об открытии музея.
По мнению главы правительства, это событие положит начало "новой генерации музеев, которые устроены так, как в большинстве стран мира". "Они являются частными, владельцы в них вложили свои деньги, но служат предметом гордости для всех", - пояснил Медведев. Масштабы работ он назвал "очень значительными", а результат - "впечатляющим".
Впервые о планах открыть в Шуваловском дворце на набережной реки Фонтанки музей частных коллекций стало известно в 2006 году. Идею подала экс-губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, уточнил Вексельберг. Тогда здание занимали организации, подведомственные комитету по внешним связям администрации Санкт-Петербурга. Дмитрий Медведев припомнил, что когда-то встречался в нем с "юристами из Германии", и дворец представлял собой жалкое зрелище: "все выглядело тускло и блекло". При поддержке властей арендаторов расселили, а помещения передали фонду "Связь времен" на 50 лет с условием научной реставрации и приспособления под музейные цели. Тогда предполагалось, что все работы обойдутся максимум в 10 млн долларов. Однако, как это часто бывает, первоначальная сумма значительно выросла: уже в 2009 году реставрация оценивалась в 1 млрд руб, сейчас - в 1,2 млрд.руб. Специалисты провели выравнивание и расчистку купола здания, который находился в аварийном состоянии, заменили кровлю и вернули исторический вид парадной лестнице. Кроме того, во дворце были восстановлены подлинные интерьеры, камины, резьба по дереву, классическая лепка и даже шторы на окнах.
Коллекция Фаберже, давшая название всему собранию, расположилась в трех гостиных - Красной, Синей и Золотой - вытянувшись вдоль берега Фонтанки. Помимо знаменитых яиц, включая последнее яйцо императорской коллекции (его матери Николая II вместо находившегося в ставке царя в 1915 году вручал сам ювелир) в залах можно увидеть сотни уникальных вещиц, начиная от пуговиц и пряжек и заканчивая ювелирными украшениями. В одной из витрин организаторы поместили фигурки животных, миниатюрную мебель и другие безделушки из поделочных камней, которые сам Фаберже рекомендовал дарить людям, уже пресытившимся бриллиантами и жемчугами. Судя по повышенному интересу со стороны гостей , в зале оказалось немало людей, готовых прислушаться к совету ювелира. Кроме того, в коллекцию фонда входят предметы из серебра с русской эмалью, вазы сделанные на императорском фарфоровом заводе, тарелки жены Наполеона Жозефины (на них изображены розы из ее сада), четыре картины Айвазовского, а также полотна Коровина и Маковского, в том числе "Суд Париса", украшавшая интерьеры элитного спортклуба в США. Стоимость всего собрания владельцы не называют. Известна только сумма, заплаченная за яйца, - 100 млн долларов.
На презентации Медведеву, помимо широко известных фактов, рассказали пикантную подробность из прошлого дворца: когда-то он принадлежал любовнице императора Александра I графине Нарышкиной. "Их незаконнорожденные дети росли в любви и согласии под взглядами золоченых купидонов, смотревших со стен", - сообщил диктор. Потом Нарышкины породнились с Шуваловыми. Под этим названием дворец и вошел в историю. Две знакомые фамилии напомнили Медведеву об оставшихся в Москве коллегах - первом вице-премьере Игоре Шувалове и спикере Госдумы Сергее Нарышкине. "Жалко, что они не приехали принять участие в этом событии", - посетовал он и отправился осматривать экспозицию в сопровождении Вексельберга и губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко.