Бережное отношение к президенту. Дума отклонила все поправки по «слиянию судов»

Девять статей Конституции изменят. Что дальше?

20.11.2013 в 16:28, просмотров: 5577

Депутаты Госдумы приняли во втором чтении президентский законопроект о внесении изменений в 9 статей Конституции, касающихся судов и прокуратуры. Работа проходила в духе установок последнего времени: бережно и осторожно. Предельно бережно и осторожно - по отношению к замыслу Владимира Путина, а не к действующей Конституции. Ни одно из предложений скорректировать текст проекта не было поддержано.

Бережное отношение к президенту. Дума отклонила все поправки по «слиянию судов»
Рисунок Алексея Меринова

Ответа на вопрос «почему, если ликвидировать арбитражные суды, а право назначать прокуроров субъектов Федерации дать президенту, жизнь наладится?», нет не только у простых смертных - нет его и у депутатов.

Третье чтение законопроекта намечено на 23 ноября...

Лишь три поправки было подано к т.н. «законопроекту о слиянии судов» (на самом деле Высший арбитражный суд уничтожается, из Конституции убирается всякое упоминание об арбитражных судах и арбитражном процессе, а в стране создается новая единая высшая судебная инстанция - Верховный суд). Под ними подписались члены КПРФ, ЛДПР и «СР». Поправки эти тоже были очень-очень бережными - речь шла лишь об уточнении отдельных положений задуманной президентом реформы. Реформы непонятного масштаба и неясной перспективы - все её детали раскроются перед широкой публикой только в процессе обсуждения новых редакций 28 или 30 с лишним действующих законов, которые пока никто не видел. Более того: не известно, написаны ли они уже, или Госдуме придется принимать их, как говорится, «с колес».

Больше всего думские оппозиционеры хотели спасти прокурорскую вертикаль. Президент предложил убрать из Основного закона упоминание о том, что прокуратура - «единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ», и понятно, почему: какая же вертикаль, если прокуроров субъектов и «иных», то есть военных, природоохранных и прочих специализированных прокуроров теперь будет назначать и снимать не Генпрокурор, а он сам? «Цель законопроекта - дальнейшее укрепление президентской власти и государства, наши поправки сводятся к тому же»,- специально подчеркнул Юрий Синельщиков (КПРФ), чтобы, не дай Бог, кто не подумал другое. И спросил: «Если единство и централизация прокуратуры будут сохранены, как нам обещают, зачем тогда убирать эти слова из Конституции? Может, цель в том, чтобы подчинить прокуратуру Минюсту, о чем давно идут разговоры? Или создать ещё одну прокурорскую структуру, подчиненную только президенту? Но тогда нам надо внятно всё это объяснить!»

Глава Комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин («ЕР») предложил идею оппозиции отвергнуть. Из его слов следовало, что он сам не в курсе, что «может», а что - не «может». «Прокуратура останется единой системой», сказал он, порядок назначения высших прокуроров, Генерального и его замов, остается прежним... да, меняется порядок назначения прокуроров субъектов, но «умаления роли прокуратуры не происходит, скорее, наоборот - существенное усиление».

Второе предложение КПРФ, ЛДПР и «СР» было просто верноподданническим: раз президент хочет расширить свои полномочия - пусть, но тогда не надо согласовывать кандидатуры на пост региональных прокуроров с региональными властями! Сейчас кандидатуры на эти посты согласовывает с региональными властями Генпрокурор, и это «не мешает прокурорам субъектов полностью выполнять свою функцию по формированию единого правового поля страны»,- ответил г-н Плигин.

В корзину отправили единороссы и предложение увеличить за счет представителей арбитражных судов с 27 до 29 человек численность специальной коллегии, которая должна быть создана, чтобы провести аттестацию всех соискателей на звание судьи нового Верховного суда...

Примерно в том же маловнятном ключе проходило и обсуждение законопроекта на заседании Комитета по конституционному законодательству два дня назад. Все объяснения непримиримой позиции по отношению к попыткам уточнить президентскую инициативу сводились, по сути, к следующему: «президент, несомненно, самым тщательным образом работал над поправками к Конституции», «он заявлял о необходимости этих поправок на Петербургском экономическом форуме, он, несомненно, детально знаком с законопроектом, он внес его и мы полностью можем опираться на его позицию».

Ссылка на летний 2013 года Петербургский экономический форум звучала странно. Да, президент там сказал вскользь про желание объединить ВАС и ВС - ради «унификации судебной практики», но на планы расширить и без того не маленький перечень своих полномочий за счет права назначать прокуроров не намекнул ни словом...

В общем, он всё тщательно продумал, и не наше депутатское дело его стройный замысел ломать. Он лучше нас всё знает.

Нет худа без добра. По крайней мере, мы предупреждены: всё, что захочет президент Путин сделать с Конституцией - он сможет сделать в любой момент. Разве что для переписывания первой, второй и девятой глав потребуется созывать специальное Конституционное Совещание... Но разве это проблема? Тем более что самое интересное и конкретное - в других главах, которые можно переписывать конституционными законами.



Партнеры