Кудрин возродит уезды?

Комитет гражданских инициатив придумал земскую реформу

11 марта 2014 в 16:52, просмотров: 3917

Свои предложения по реформированию законодательства о местном самоуправлении собирается представить Комитет гражданских инициатив, возглавляемый экс-министром финансов Алексеем Кудриным. Посвящённый этой теме доклад обсуждался за заседании Комитета во вторник. Как сообщил «МК» Кудрин, на основе этого документа будут разработаны поправки в действующее законодательство (в том числе ФЗ № 131 «Об общих принципах местного самоуправления»), которые может внести в Госдуму кто-то из депутатов, сотрудничающих с КГИ.

Кудрин возродит уезды?
фото: Михаил Ковалев

Наши предложения будут доведены до поправок в закон и представлены в том числе депутатам Думы, и мы надеемся, что какие-то фракции их внесут в качестве законопроектов, - сказал «МК» Кудрин. - Всегда находятся депутаты, которые в этом заинтересованы. Обычно кто-то из «Справедливой России» это делал.

К слову сказать, на заседании во вторник присутствовал исключённый из партии, но остающийся формально членом фракции эсеров Дмитрий Гудков — ничто не мешает внести поправки именно от его лица.

Что же будет в этих поправках? Как известно, новое — это хорошо забытое старое, поэтому КГИ предлагает восстановить...уезды. Как до революции. Это будет новая структура «межрайонного уровня организации государственной власти» для тех ведомств, с которыми чаще всего сталкиваются граждане в обычной жизни: налоговые органы, органы внутренних дел, пожарная служба, суды и так далее. Для крупных городов предлагается ввести новый тип муниципальных образований - «внутригородские округа». Это чтобы миллионники не управлялись из одного административного здания. Прозвучало в докладе не только слово «уезд», но и ещё и почти забытое экзотическое «магистрат». Модель «сильного магистрата/исполкома», то есть местного совета депутатов, предлагается для развития демократии вместо «сильного мэра» или сити-менеджера. А вот так называемую «гибридную модель» предлагается упразднить — это когда избранный мэр работает параллельно с нанятым по контракту главой администрации. Понятно, что такое двоевластие приводит только к конфликту интересов.

Словом, предлагаемые новации призваны упорядочить систему управления муниципалитетами, чтобы власть «на земле» побольше работала в интересах граждан и поменьше грызлась за полномочия. Одно только «но»: какую систему ни построй, без денег местное самоуправление обречено. А ведь налоги из муниципалитетов забираются в федеральный бюджет...

Во времена Александра II налоги распределялись следующим образом: 20% госказна, 20% губерния, 60% оставалось на уровне муниципалитетов, которые тогда назывались земствами, - рассказал «МК» член КГИ, президент фонда «Республика» Сергей Цыпляев Главными статьями расходов у земств были земские больницы и школы, которыми мы пользуемся до сих пор. А сейчас у нас 65-70% забирает федеральный бюджет, 20% региональный, и не более 10% - совокупных налогов остаются на уровне местной власти. Местные бюджеты не самостоятельны. Эффективным руководителем становится тот, кто хорошо выбивает деньги. Страна превращается в организованные группы попрошаек! Территория останется, а страна исчезает.

О том, что налоги надо отдавать муниципалитетам, упоминали многие члены КГИ. «А то у нас задача федерального центра — так обобрать 19-15 регионов, чтобы потом хватило на всех! - возмущался научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. - Какая-то часть средств должна мобилизовываться на месте!» Общий пафос — формировать самостоятельные бюджеты «земствам» не даёт власть.

И только фермер Василий Мельниченко поколебал уверенность коллег в злой воле власти, заявив, что местным лидерам самим не нужна головная боль в виде рабочих мест, налогов, бюджетов. «Глава поселения готов только получать зарплату от губернатора, а полномочия он с удовольствием передаёт наверх, - сказал Мельниченко. - Получают средства, отчитываются и в конце года у них грамота от губернатора за лучший отчёт!» А под лежачий камень, как известно, и вода не течёт.



Партнеры