Айвазовского уволили в запас

Чиновники военного ведомства попались на культурном обогащении

Какие мы все-таки завистливые люди… Ну вот что мы обсуждаем сегодня в деле «Оборонсервиса»? То, сколько украшений и картин изъято при обыске у г-жи Васильевой — соратницы теперь уже бывшего министра Сердюкова. Не можем простить женщине тягу к прекрасному… А она ведь тянулась к нему не один год. Работала, не покладая рук и других частей своего юного тела. Иначе откуда у простой госчиновницы столько элитных квартир? Если их продать и на вырученные деньги купить жилье офицерам, очередь бесквартирных Минобороны сразу сократилась бы вдвое! Туда же можно добавить и выручку за десятки ценных картин, обнаруженных следователями в ее доме. Хотя нет: картины продать не удастся. С ними, как выяснилось, история мутная.

Чиновники военного ведомства попались на культурном обогащении
Рисунок Алексея Меринова

Ты была неправа, когда писала, что при обыске у Васильевой изъяли картины, принадлежащие Культурному центру Вооруженных сил.

Голос в телефонной трубке принадлежал моему знакомому, с которым мы вместе трудились когда-то на ниве военной культуры в одном из Домов офицеров.

— Позвонила бы мне, — упрекал он, — спросила, я бы тебе все рассказал.

— Отлично! — обрадовалась я. — Расскажи сейчас — еще не поздно.

И он начал рассказывать.

Все началось еще года два назад, когда руководство Культурного центра (он находится в Москве, на Суворовской площади, в здании Екатерининского дворца) получило из Минобороны письмо за подписью той самой г-жи Васильевой. В нем говорилось, что в военное ведомство необходимо представить список всех предметов и экспонатов музея, находящихся в здании, которые представляют историческую и культурную ценность.

Список, конечно, был представлен. Работников центра тогда ничто не насторожило, так как они понимали: команда министра Сердюкова пришла в ведомство, чтобы навести финансовый порядок.

Какое-то время после этого музей Екатерининского дворца, где имелись подлинники Репина, Васнецова, Айвазовского, Шишкина, Поленова, Коровина, Левитана, работал в обычном режиме: на экскурсии приходили сотни военнослужащих, школьников, курсантов. Но затем сверху спустили приказ министра и распоряжение Главного управления по работе с личным составом. Там говорилось, что все «закрепленное имущество» (то есть картины), представляющее художественную ценность, «на правах оперативного управления» должно быть передано в Минобороны, где ему будут обеспечены лучшие условия хранения.

— Зачем? Там полотна ведь никто не увидит? Нужен хоть какой-то вменяемый предлог, чтобы картины изъять из музея.

— Его не было. Видимо, наверху никто не хотел даже напрягаться, чтоб придумывать какие-то аргументы для «зеленых человечков». Полотна просто заменили новоделом — картинами современных художников. По мнению специалистов, в этом старинном особняке они смотрятся весьма неубедительно. Пропала та неповторимая аура, что была раньше, а вместе с ней и посетители, которые приходили специально посмотреть на знаменитые полотна мастеров.

— Жаль, конечно. Но, по большому счету, подкопаться тут не к чему. Картины по закону являются имуществом военного ведомства, а значит, министр обороны вправе издать приказ об их перемещении и дальнейшем «оперативном управлении».

— Да, управились с ними оперативно: приехали люди с Арбатской площади, приняли каждый раритет по описи и увезли. Всего им было отдано 56 картин. Говорят, когда «гости» сверяли инвентарные номера и снимали экспонаты со стен, некоторые из работниц музея в обморок падали. Ведь люди тут десятилетиями все это собирали по крупицам — болели за дело. И вдруг такое…

— Так вот, следователи считают, именно эти экспонаты и оказались в квартире Васильевой.

— Нет — знаю это совершенно точно: ни одной из картин, вывезенных из Культурного центра ВС, у нее не было. Скорее всего, картины, обнаруженные у нее — а там тоже были раритеты, — висели раньше в другом месте. Ведь примерно в это же время имущество вывозилось и из других Домов офицеров.

В музей Екатерининского дворца, где имелись подлинники Репина, Васнецова, Айвазовского, Шишкина, Поленова, Коровина, Левитана, на экскурсии приходили сотни военнослужащих, школьников, курсантов. Некоторое время назад полотна просто заменили новоделом.

Слова моего приятеля были похожи на правду: Дома офицеров реформаторы действительно резали по всей стране. В документах военного ведомства говорилось, что «в соответствии с перспективным обликом Вооруженных сил» систему военных культурно-досуговых учреждений нужно «оптимизировать», читай — сократить. К 2012 году из 289 имеющихся Домов офицеров расформировать требовалось 160.

— Людей Сердюкова, конечно, более всего интересовали здания, — продолжает рассказывать мой знакомый. — Тем более, многие находятся в центре крупных городов, в старинных особняках, — военным ведь раньше отдавали лучшее. Там сохранились полотна знаменитых художников, старинная мебель… Если это еще представляло для реформаторов хоть какой-то интерес, то вот библиотеки часто шли полностью под нож и фактически грабились. Я лично видел у руководителя одного из московских издательств уникальную подшивку старинных военных журналов — просто раритеты! Их ему подарили библиотекари: жалко было выкидывать. Так вот, инициатором всех этих ликвидационных распоряжений была, по моим данным, именно г-жа Васильева. И те десятки картин, что у нее обнаружены при обыске, возможно, вывезены из каких-то военных учреждений культуры при их ликвидации. Например, из питерского Дома офицеров. Там, я знаю, были очень большие изъятия.

— Изъятия… Словечко-то какое… Однако куда ж тогда делись те 56 картин из московского Культурного центра? Для кого вывозили их?

— Для кого? Этого теперь вам никто не скажет. Версии разные. Некоторые говорят, что их собирались использовать для украшения интерьеров олимпийских объектов. А мне лично кое-кто из осведомленных людей говорил, что те картины якобы предназначались для дачи одного большого госчиновника — куда более высокопоставленного, чем г-жа Васильева. Но то ли дача его оказалась пока недостроенной, то ли скандал с «Оборонсервисом» помешал, только пока эти картины находятся где-то в недрах Минобороны.

— Но для хранения таких картин требуются ведь особые условия: температура, влажность…

— Да. С этим, говорят, там как раз все нормально. Поговаривают даже, что экспонаты вскоре могут вернуть музею. Но пока это лишь разговоры. Потому в Культурном центре опасаются, что под шумок скандала о картинах забудут, и они из Минобороны тихо перекочуют в чьи-нибудь заботливые руки.

…Что ж, такое не исключено. Ведь у нас в стране много людей, которые на своих высоких государственных постах испытывают большую тягу к прекрасному. Особенно, если это прекрасное все еще почему-то принадлежит государству.

P.S. Интересно, что в самом Культурном центре наотрез отказываются назвать конкретные картины, «ушедшие» в Минобороны. Как удалось выяснить «МК», на днях некие высшие чины собрали всех работников и под угрозой увольнения велели молчать об этой ситуации. Видимо, сейчас, когда компромат на чиновников военного ведомства хлынул потоком, эти самые чиновники изо всех сил пытаются перекрыть хоть какие-то утечки.

Сюжет:

Наследство Сердюкова

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру