Угар по мячу

Россия лихо замахнулась на чемпионат мира по футболу в Саранске

Во вторник Россия, похоже, обрела еще одну национальную идею-фикс. Премьер Владимир Путин поручил министру спорта Виталию Мутко готовить заявку на участие в конкурсе за проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году.  

На носу у России — сразу нескольких мероприятий планетарного масштаба. Саммит АТЭС во Владивостоке (остров Русский) в 2012 году, Универсиада в Казани в 2013-м, зимняя Олимпиада в Сочи в 2014-м. А теперь замахнулись еще и на мундиаль в 2018-м. Не исключено, что вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин с момента оглашения очередной исторической инициативы находится в таком глубоком нокауте, куда не пошлют и братья Кличко. Ибо на каждую из глобальных инициатив нужны огромные деньги, а их на горизонте как-то не видно. Причем мундиаль по затратам, возможно, переплюнет Олимпиаду и АТЭС вместе взятые.  

Обрисовывая премьеру рекогносцировку будущего ЧМ-2018 на местности, г-н Мутко назвал ряд городов, в которых могут проходить игры: Москву (и область), Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар, Ростов-на-Дону, Ярославль, Казань, Самару, Волгоград, Екатеринбург и Саранск.  

Последние два, скорее всего, были названы для приличия. Жителям столицы Урала рано записываться в очередь на звание футбольной столицы мира хотя бы по той причине, что от их города до других “избранных” городов семь верст киселя хлебать. А города со стадионами должны находиться (хотя бы в пределах одной отборочной группы) достаточно близко друг от друга.  

Что касается Саранска, то хоть он и недалеко от Казани, наиболее инфраструктурно подготовленной после Универсиады (как, кстати, и Сочи после Олимпиады), там конь не валялся не только в спортивном плане. В городе с населением 295 тысяч человек есть три стадиона: вместимость одного 14 080 человек, другого — 4080, а третий представляет собой избушку, пригодную разве что для переодевания спортсменов-любителей.  

А первое и главное, что необходимо для ЧМ по футболу, — именно стадионы. В разговоре с премьером Виталий Мутко обозначил цифру: 10 стадионов, каждый из которых рассчитан минимум на 40 тысяч зрителей. Сейчас есть лишь “Лужники” (78 тысяч мест), строятся олимпийский стадион в Сочи (40 тысяч мест) и такой же вместимости — к Универсиаде в Казани. В работе 62-тысячная “Газпром-арена” в Санкт-Петербурге, которая обойдется “Газпрому” почти в 24 млрд. рублей. И ВТБ готов вложить 48 млрд. рублей в столичный стадион “Динамо” (40 тысяч зрителей после реконструкции) вместе с Петровским парком. Итого — 5 полян из 10 минимум.  

Значит, надо будет построить еще 5 новых ультрасовременных арен. Минимальная стоимость каждого из подобных комплексов начинается от 300 миллионов евро. Именно начинается (владелец “Спартака” г-н Федун, например, недавно, на презентации проекта новой арены, назвал сумму в 500 миллионов). А во что выливается в итоге, потом подсчитывают историки и прокуратура. Но представим даже, что вопреки вековым российским традициям налево не уйдет ни рубля, — все равно надо выложить минимум полтора миллиарда евро. Впрочем, даже при абсолютной честности подрядчиков и строителей цифра все равно окажется выше.  

Но стадионы, хотя и главная, отнюдь не единственная необходимая составляющая ЧМ. Болельщиков надо где-то размещать. И опять же: из представленных городов гостиничная инфраструктура к означенному времени будет иметься только в Москве, Сочи, Санкт-Петербурге (с оговорками) и Казани.  

На чемпионат Европы в 2004 году в Португалию приехало свыше 500 тысяч иностранцев. На чемпионат мира, очевидно, приедет больше. Скажем, по минимуму тысяч 600 (это не беря в расчет россиян). Им потребуется порядка 300 тысяч номеров в недорогих гостиницах. Что, исходя из средней стоимости 3-звездочного номера примерно в $100 тысяч, выливается в $30 млрд. С учетом уже имеющегося (после Олимпиады и Универсиады) гостиничного фонда миллиардов 8—10 можно из предварительной сметы вычесть. Но где найти инвесторов на остальную сумму? К тому же в некоторых городах-кандидатах надо будет построить не наблюдающиеся там ныне гостиницы уровня 4—5 звезд (для команд и официальных делегаций). Это еще по $150—200 тысяч за номер.  

А кто возьмется строить наземную инфраструктуру, в первую очередь транспортную, в тех же регионах? Это еще миллиарды и миллиарды, которые, как нам объяснят по телевизору, конечно, окупятся. Когда-нибудь. Как-нибудь. Например, за счет перепрофилирования стадиона в барахолку, как это планируют, по некоторым данным, сделать с одним из олимпийских объектов в Сочи. Но чтобы устроить рынок — не надо городить стадионы. Торговое место окажется золотым.  

Так откуда брать деньги на все это планов громадье? Бюджет России в ближайшие годы таких расходов явно не потянет. Заначки скоро закончатся. По уверению Алексея Кудрина, Резервный фонд может растаять еще до конца 2010 года. Тут не то что на мундиаль — на Олимпиаду, дай бог, хватило бы. На олигархов тоже надежды нет: они мало того, что уже изрядно пощипаны действующими “проектами века”, так сейчас вообще ломают головы, где брать деньги на отдачу миллиардных долгов.  

Нынешняя Россия, добирающая крохи со стола “тучных лет”, может не потянуть даже то, во что уже ввязалась и что наобещала. Почти одновременная реализация трех масштабных инвестпроектов вызывала сомнения, даже когда нефть стоила под 150 долларов за баррель. Сейчас бюджет уже стал дефицитным, нефть не может переползти отметку в 50 баксов, в стране сворачиваются региональные социальные программы, секвестрируются бюджеты городов и областей, а руководство выступает с новыми инициативами гигантских расходов.  

Самим себе врать не стоит: доходы от ЧМ-2018 явно не покроют расходов. Эксперты голландского банка ABN Amro подсчитали, что проведение турнира приносит стране-хозяйке дополнительный рост ВВП до 0,1%. Если сравнить с нынешним уровнем, то это всего лишь 42 млрд. рублей.  

Конечно, принять чемпионат мира по футболу очень престижно. Но, наверное, делать это лучше тогда, когда большая часть других проблем в стране решена. Или когда инфраструктура уже готова на 99%. Германии, например, ЧМ обошелся всего в $400 млн. Подготовка Южной Африки к ЧМ-2010 встанет не более чем в $560 млн. С нашими потенциально-минимальными затратами ($12—15 млрд.) это в принципе несравнимо.  

А впрочем, нам не впервой. Сочинская Олимпиада тоже ведь обойдется в несколько раз дороже, чем любая из предыдущих. Россия — щедрая душа. С голой… сами знаете чем.  

Исходя из всего вышесказанного, как-то боязно становится даже от одной мысли, что наше участие в борьбе за ЧМ-2018 может завершиться триумфом наподобие олимпийского.

МНЕНИЕ

Анатолий БЫШОВЕЦ: “С большим энтузиазмом смотрю на нашу заявку”

Известный российский тренер Анатолий Бышовец буквально излучал оптимизм, когда рассказывал корреспонденту “МК” Кириллу Степунину о том, что он думает о будущей заявке России на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года:  

— Конечно, сперва нужно проделать очень большую работу по созданию инфраструктуры. Ведь даже в Петербурге, казалось бы, таком футбольном городе, практически нет стадиона, соответствующего необходимым условиям такого великого турнира, как чемпионат мира. Кстати, то, что Правительство Российской Федерации поддержало эту идею, для нашего футбола — неоценимый шаг в сторону эволюции этого вида спорта в России. Главное, чтобы к 2018 году мы создали хорошую инфраструктуру и чтобы не было того, что происходит сейчас в Сочи при подготовке к зимней Олимпиаде-2014 или на Украине при подготовке к Евро-2012. Но я не сомневаюсь, что мы сумеем достойно подготовиться к сроку. Так что я с большим энтузиазмом поддерживаю эту идею. Даже больше скажу: я готов участвовать во всех мероприятиях, связанных с этим событием!

Виталий МУТКО, министр спорта, туризма и молодежной политики РФ — “МК”:  

— Мой телефон сегодня не замолкает. Ну дайте же наконец поработать спокойно! Будут арены, отвечающие требованиям ФИФА. Есть “Лужники” класса “пять звезд”, в Санкт-Петербурге будет построена арена на 62 тысячи зрителей. Не забывайте Сочи, Казань. Что же касается остальных указанных регионов, там тоже будут необходимые арены. Вообще, минимум — это 10 стадионов, но можно вспомнить, что немцы проводили чемпионат в 12 городах.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ФУТБОЛЬНЫЕ СТАДИОНЫ В ГОРОДАХ-КАНДИДАТАХ  

 Город        СтадионВместимость  (зрителей) 
Волгоград        “Центральный”32 120 
Екатеринбург        “Уралмаш”13 000 
Казань       “Центральный” 30 000 
Краснодар      “Кубань”  28 800
Москва       “Лужники” 78 800
 “Локомотив”    28 800 
Им. Эдуарда Стрельцова    13 200
“Динамо”     40 000  (предварительно по итогам  реконструкции).
Московская область  
Химки        “Арена Химки” 18 000
Раменское       “Сатурн”  16 500 
Ростов-на-Дону       “Олимп-II” 15 840
Самара      “Металлург”  30 001 
Санкт-Петербург    “Петровский”     21 725
Саранск       “Светотехника” 14 080
Сочи    Центральный стадион   им. Метревели    10 200 
Ярославль        “Шинник”22 000

  
Конкуренты России

 Единственный, на наш взгляд, гипотетический козырь в гонке за право принять чемпионат мира 2018 года — тот самый принцип ротации континентов, по которому это первенство должно пройти именно на европейском континенте, потому как ЧМ-2010 состоится в Южной Африке, а ЧМ-2014 — в Бразилии. На сегодняшний день принять первенства 2018 и 2022 годов желают Австралия, Англия, Индонезия, Мексика, США, Япония и — вдвоем — Бельгия и Нидерланды, а также Испания вместе с Португалией. Но в отличие от УЕФА Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА) после эксперимента-2002, когда Япония организовала ЧМ вместе с Кореей, признала эту практику неудачной и склоняется к тому, чтобы первенство устраивала все-таки одна страна.

Мир и Европа

 Сейчас все больше футбольных держав Старого Света склоняются в сторону организации чемпионата Европы, который несомненно обходится дешевле. В числе соискателей ЧЕ-2016 неоднократно назывались Италия, Франция и даже Финляндия, которая предлагала объединить усилия с Россией. Но эта тема как-то незаметно ушла в тень.

Тренировочные поля

 Организация такого серьезного мероприятия, как чемпионат мира, не ограничивается теми городами, где пройдут матчи. Добавим в список необходимых футбольных полей еще 32 — по количеству участников, которым еще до начала форума необходимы тренировочные базы и, само собой, достойный уровень гостиничного сервиса. Например: сборная, которая волей жребия должна провести матчи группового турнира в Сочи и Ростове, наверняка выберет в качестве подготовительной базы приморскую Хосту или высокогорные Кавминводы. Наличие аэропортов близ тренировочных центров не обязательно, хотя и приветствуется. Как правило, сборные внутри страны-организатора передвигаются на автобусах (исключение составил чемпионат мира-1994 в США, где стадионы были разбросаны по всей стране, на больших расстояниях друг от друга).

Сколько нужно стадионов

 Сейчас в регламенте прописан минимум в 10 стадионов, на которых пройдет чемпионат. Так было не всегда: например, все матчи первого чемпионата мира 1930 года, который состоялся в Уругвае, проходили на одном стадионе. Но не будем забывать, что тогда за Кубок боролись лишь 13 сборных. Наибольшее число арен — 20 — было представлено в Японии и Корее в 2002 году. В 1982 году в Испании чемпионат проходил в 14 городах.

Вместимость

 Стадион, способный принять 40 тысяч человек на игре, — это тот самый минимум, который указан в регламенте проведения чемпионатов мира. Но не будем забывать, что такой минимум подходит под матчи лишь группового турнира. Так, в Германии-2006 чемпионат проходил в 12 городах, на дюжине стадионов. 5 из них действительно были способны принять немногим более 40 тысяч зрителей, 4 — свыше 50 тысяч, 2 (Мюнхен, Дортмунд) — уже свыше 60 тысяч и один (“Олимпиештадион” в Берлине) — свыше 70 тысяч зрителей. Меньшая вместимость стадиона не позволяет ему принять финальный матч мирового чемпионата.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру