Манежности жестких мужчин

Акция в Москве не заставила выпустить Навального, но помогла ему поднять ставки

Давно в нашей политической реальности не случалось таких крутых виражей. Корреспондент «МК» наблюдал историческое освобождение Навального и искал его политическую подоплеку.

Акция в Москве не заставила выпустить Навального, но помогла ему поднять ставки
Название «акция на Манежной» оказалось довольно условным: люди стояли в основном на Тверской и у Большого театра.

О том, что прокуратура передумала сажать Навального и Офицерова до вступления приговора в силу, стало известно поздно вечером. Большинство журналистов и сторонников оппозиционера эта новость настигла в момент посадки на обратный поезд в Москву — кое-кто на радостях даже порвал билет на кусочки.

Важная деталь: прокуратура просила не оправдать Навального, а изменить ему меру пресечения с ареста на подписку о невыезде до вступления приговора в законную силу. То есть до тех пор, пока сам облсуд не подтвердит приговор, зачитанный в четверг судьей Блиновым. Абсурд ситуации состоял в том, что представление об изменении меры пресечения было подписано прокурором Богдановым, который выступал обвинителем на протяжении всего процесса. Навальный, выступая в суде, не удержался от шутки: «На вашем месте я бы проверил личность Богданова, вдруг это двойник от оппозиции? Потому что настоящий Богданов просил взять меня под стражу в зале суда». Прокурор пропустил остроту мимо ушей — а что ему еще оставалось? Ему и судье Блинову...

Посовещавшись около сорока минут (признак того, что готового решения не было), судья Ембасинов постановил: Навального и Офицерова освободить в зале суда. Глава оппозиции под вспышки камер и аплодисменты заключил в объятия Юлию Навальную, а Лида Офицерова прямо вся светилась, когда Петр вышел из «аквариума» для осужденных. На улице Алексея ждала немалая, по кировским меркам, толпа поклонников и стопка горячих блинов — прозрачная аллюзия на посадившего его судью. «Я думаю, что судью Блинова съела Администрация Президента, потому что он не угадал их пожеланий», — хмыкнул Навальный, отправляя в рот блинчик.

Каковы были пожелания — об этом было достаточно ясно сказано в представлении прокуратуры: Навальный зарегистрирован кандидатом в мэры, его арест помешает осуществлению права быть избранным. То есть оппозиционера отпустили на выборы — поработать игрушечным конкурентом власти. «Собянин хочет быть всенародно избранным мэром, — сказал «МК» сопредседатель РПР—ПАРНАС Борис Немцов. — Очевидно, он убедил Кремль: у него достаточно высокий рейтинг, чтобы выиграть эти выборы и у Навального в том числе, а потому надо его к ним допустить».

Навальный, конечно, благодарит за чудесное освобождение своих сторонников: мол, если бы народ не вышел на Манежную площадь — ничего бы и не было. Конечно, это был самый массовый несогласованный митинг чуть ли не с 1993 года: акции на Болотной площади хоть и были более людными, зато разрешенными. Но все равно версия «Кремль испугался» годится разве что для пропаганды.

«МК» проанализировал хронологию событий. На сайте Генпрокуратуры новость об обжаловании ареста появилась в половине девятого вечера. Зато, как сообщила нам адвокат Офицерова Светлана Давыдова, первый звонок с этой новостью на ее мобильник раздался в 19.17. Причем звонила со своего мобильника секретарь судьи Блинова. А до этого информация должна была дойти до облсуда, чтобы там успели назначить заседание. Само же судьбоносное решение должно было быть еще раньше принято и согласовано в Москве — как ни крути, а эта цепочка была запущена еще до того, как разгорелась Манежка...

Победа на конкурентных выборах — весомый аргумент в копилку Собянина. Но Навальный не так-то прост: заявил, что он «не ручной котенок», чтобы его то регистрировать, то снимать с выборов. «В Москве в штабе все обсудим и решим», — заявил он. Большой актер — большая пауза. И в паузе этой чувствуется элемент торга: оправдайте по полной, иначе будет вам скандал с моим снятием и новые несанкционированные митинги.

До сих пор считалось, что сроки апелляции будет затягивать сам Навальный, чтобы с выборов не сняли, поскольку осужденный не может баллотироваться. Но, похоже, все может быть наоборот: оппозиционер будет требовать быстрой апелляции. Подтвердят приговор — снимает кандидатуру. У кого первого нервы не выдержат: у Собянина, которому важна легитимность, или у Навального, который, может, только пугает Кремль выходом из кампании? Или сам Кремль, который, если рейтинг оппозиционера будет расти, плюнет на тонкие материи и упрячет его в колонию до 8 сентября? Тогда Навальный проиграет в этом раунде все, и еще неизвестно, когда сможет отыграться.

Его сторонники на Манежной не напугали Кремль, но помогли своему фавориту поднять ставки. Наша власть никогда не идет на попятную, если этого жестко требуют, а тут такое совпадение: Навального выпустили после митинга! Закисшие было оппозиционеры после такого воспрянут духом (тем более что водометы против них так и не применили) и в следующий раз пойдут на площадь еще активнее. А жесткое «винтилово» напротив Кремля накануне выборов мэра не нужно прежде всего самому Собянину... Ну и морока, когда в качестве спарринг-партнера выступает этот неугомонный лидер «Роспила»!

 

Утро после акции: так отмывают Думу.

МЕЖДУ ТЕМ

Врио столичного мэра Сергей Собянин выступает против снятия кандидатур.

«Я считаю неправильным снятие каких-либо кандидатур», — сказал он, отвечая на вопрос журналистов о возможном отказе от участия в выборах кандидата от РПР-ПАРНАС Алексея Навального. — Я считаю, необходимо сделать все, чтобы все зарегистрированные кандидаты продолжили участие в выборах. Мы потратили много сил, чтобы у москвичей было право максимального выбора, зарегистрировать, в том числе и Навального, и другие кандидатуры».

Также г-н Собянин высказался о необходимости использовать на выборах мэра самую «продвинутую» технику, вопреки слухам о том, что в столице якобы не будут использоваться КОИБы (комплексы обработки избирательных бюллетеней): «Если есть технические проблемы, так мы их решим, поможем Мосгоризбиркому привести их в порядок. Не меньше должно быть КОИБов, а больше, потому что они действительно зарекомендовали себя неплохо». Что же касается акции в поддержку Навального на Манежной площади, то по этому поводу Собянин заметил: в Москве «есть все возможности для желающих митинговать, и сделать это можно организованно и в установленном законом порядке... Я считаю, что любые попытки дестабилизировать ситуацию, перекрывать дороги, мешать горожанам просто недопустимы».

Сюжет:

Дело Навального

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру