Любовь и Интернет

Можно ли обрести романтику в Сети?


Молодых людей звали Тристан и Изольда, Лейла и Меджнун, Ромео и Джульетта. Как и все молодые люди они не вылезали из Интернета. Они были очень независимыми. Даже слишком. Не прислушивались ни к родителям, ни к священникам, ни к друзьям. А над свахами и сводницами просто насмехались. Верили они только в Интернет — неисчерпаемый кладезь мудрости. Поэтому искали своих суженных исключительно на интернетовском сайте свиданий Match.com. Поженились с его помощью и вышли замуж. Изольда за Ивана, Джульетта за Кирилла, Лейла за Изю. Нашли своих подруг жизни Тристан, Меджнун и Ромео. Стали жить—поживать, да добра наживать, а человечество тем временем лишилось величайших произведений о любви…

Можно ли обрести романтику в Сети?

«Неужели романтика уволена за выслугу лет», — как писал поэт Багрицкий? Скорее, интернетизирована. В принципе Интернет мало чем отличается от родителей и свах. Он исходит из того, что лучше знает, кому какой спутник жизни нужен, и так же вмешивается в сердечные дела других. Тем не менее между Интернетом и свахами имеются отличия. Во-первых, мотив Интернета – бизнес. Счастье его не колышет. Во-вторых, он предлагает вам не штучный товар, а всемирный рынок женихов и невест, которых вы никогда не щупали даже в переносном смысле слова. Даже не нюхали. Тоже в переносном смысле. Впрочем, если руководствоваться научными законами, второе отличие в пользу Интернета, ибо чем больше вариантов, тем больше шансов найти себе подходящую пару. (Это так нам кажется).

Но это в теории. А как в жизни? Поисками ответа на этот вопрос занялась группа ученых-психологов Северо-западного университета в штате Иллинойс под руководство профессора Илайи Финкеля. Итоги исследований этих ученых только что опубликованы в журнале «Psychological Science in the Public Interest». Публикация была приурочена ко Дню Святого Валентина. Материалом для психологов послужила деятельность Match. com., который начал функционировать с 1995 года.

Ученые подошли к предмету своего исследования скептически, а завершив исследование, так и остались скептиками. Начнем с того, что им не удалось установить действует ли реально пресловутый «научно тестируемый алгоритм». Нет, они, конечно, установили, что сей «алгоритм» приносит прибыль интернетовским дельцам. Но вот приносит ли он любовь и счастье современным Ромео и Джульеттам? Как пишет профессор Финкель, нет никаких научных доказательств того, что Интернет помогает «половинкам» точно находить друг друга.

Ученые смогли исследовать практические результаты интернетовского сводничества. «Алгоритм» кое-кому помог найти если и не любимого и любимую, то мужа и жену. Сказалась теория больших чисел. Ведь как-никак, а Интернет не сказочный царевич, выбирающий себе жену из нескольких боярышень. У Интернета миллионы ищущих.

Но кто сказал, что совпадающие черты характера фундамент любви и счастливого супружества? Недаром народная мудрость гласит, что противоположности сходятся. Профессор Финкель призвал на помощь результаты исследования, опубликованного в 2010 г.. Доктор Порция Диренфорт опросила более 20 тысяч людей об их интимных отношениях и оценила их персональные профили. Оказалось, что да, супруги с совпадающими характерами счастливее, чем разнохарактерные, но… всего лишь на 0,5%! Комментируя этот неожиданный результат, доктор Финкель говорит: «Я бы не возражал, если бы интернетовские компании — свахи утверждали, что их алгоритм увеличивает шансы на развитие длительных взаимоотношений. Но меня беспокоит, когда эти компании утверждают, что они способны найти для тебя «родную душу». В самом деле, любовь зла, полюбишь и козла.

Но все-таки, быть может Интернет берет не умением разгадывать человеческие души, а их числом? Однако и здесь не все так просто как кажется. Интернет-свахи исходят из того, что ты ищешь, когда подыскивают тебе искомую пару. Но кто сказал, что твой идеал это то, что тебе с действительности необходимо? Здесь Интернет действует по методу потребительства. Попытаюсь объяснить. Скажем, ты заказал по Интернету приглянувшегося тебе кофеварку или стиральную машину. Получив их, ты убедился, что это не то на что ты рассчитывал, чего ожидал. Ты отправляешь эти предметы домашнего обихода обратно, не потеряв ничего материально, а главное, не испытав эмоционального потрясения. А теперь замените стиральную машину девушкой вашей мечты. (Или парнем). То-то и оно!

Жесткая статистика свидетельствует, что мы плохо знаем, чего хотим. Одно из исследований профессора Финкеля показало, что люди, зарапортовавшиеся в Интернете, в «ускоренных поисках половин», поначалу высказывают преференции, которые не очень-то состыкуются с характерами тех индивидуумов, которые им действительно нравятся. Да и широта выбора весьма сомнительный плюс. Как показывают исследования поведения потребителей, они легче делают свой выбор из дюжины коробок шоколада или сортов вин, чем когда их 30-40. А в Интернете к вашим услугам тысячи девушек и женщин. Глаза разбегаются. «Интернет по сути дела это супермаркет любви», — остроумно замечает журнал «Экономист». По словам профессора Финкеля, калейдоскоп предложений делает практически невозможным оценить характер, например, статус, образование, привычки, биографию. Все сводится к физическим данным. Но по одежке лишь встречают.

Итак, долой Интернет как путеводитель любви? Да, отвечает профессор-людовед, но добавляет, что «найти любовь» также трудно и в другой стихии. Она везде, включая и Интернет, и нигде. Как когда-то пел Леонид Утесов: «Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь». Она может нагрянуть в любом месте и в любое время. Где и когда подстерегает тебя Купидон со стрелами любви одному Богу известно. А ему надо еще попасть в цель. Поэтому есть и любовь с первого взгляда, и любовь, выстраданная годами.
И, наконец, история из собственной жизни. Как-то на улице Горького в Москве я обратил внимание на молодую женщину, подошел к ней и представился. Мы разговорились и, видимо, понравились друг другу. Я проводил ее до метро «Маяковская», купил ей билет и стал прощаться. Она была несколько обескуражена таким моим поведением. «А как мы встретимся?» — спросила она, растерявшись. «Номер этого билетика точно совпадает с номером моего домашнего телефона. Так что звоните, договоримся», — ответил я. Такие совпадения бывают только в жизни. Нарочно их не придумаешь. Девушка поверила и позвонила. Мы женаты уже 59 лет.
С днем Святого Валентина, ищущие любви души. И в жизни, и в Интернете!

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру