Достоверно известно, что над фреской «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи начал работу в 1503-1506 годах по заказу гонфалоньера Пьеро Содерини (на тот момент — глава правительства Флорентийской республики, только что вступивший в должность). Значение такого открытия, если речь идет именно о нем, трудно переоценить — фреска должна была стать самой масштабной работой автора. До сих пор считалось, что до наших дней дошла только копия с оригинального картона, сделанная Рафаэлем (хранится в Университетской галерее Оксфорда), а также еще одна незаконченная копия неизвестного художника, хранящаяся в Уффици.
Как говорится в официальном заявлении итальянских ученых, образцы найденной фрески были отправлены на экспертизу и «в одной из взятых проб содержится вещество черного цвета, которое по химическому составу похоже на черный пигмент, обнаруженный в таких картинах Леонардо да Винчи, как "Джоконда" и "Иоанн Креститель".
Впрочем, как считает ведущий специалист отдела старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина, доктор искусствоведения Виктория Маркова, торопиться с радостными выводами пока не стоит.
- Действительно, речь шла о том, чтобы написать две битвы на противоположных стенах зала Большого совета, - говорит Виктория Эммануиловна. - Одну из них, «Битву при Кашине», должен был написать Микеланджело, но, как известно из источников, она так и не была написана — он успел выполнить только картонный набросок. А «Битва при Ангиари» Леонардо дошла до наших дней в виде копий и гравюр, но до сих пор считалось, что самой фрески не сохранилось.
Такие предположения — а вдруг что-то осталось на стенах дворца, вдруг еще есть возможность ее найти — появляются с определенной периодичностью. Я даже смотрела документальный фильм об одном реставраторе, который загорелся идеей найти фреску Леонардо. Я интересовалась серьезностью его предположений у своих флорентийских коллег, но они выразили мнение, что это ерунда.
Все может быть. Версий насчет этой работы Леонардо достаточно. Но хотелось бы для начала увидеть фреску, которую обнаружили итальянские специалисты, а уже потом оценивать достоверность новости, о которой вы говорите.
В отличие от журналистов, мы, специалисты, не очень падки на сенсации. И крайне осторожно относимся к таким громким заявлением. Чаще всего за ними скрывается обычная спекуляция.