Москве эти выборы нужны вдвойне

Заместитель мэра Анатолий ПЕТРОВ рассказал “МК” обо всех нюансах голосования 2 марта

2 марта 2008 года в Москве состоятся двойные выборы. Москвичи будут выбирать не только нового Президента России, но и депутатов 125 муниципальных собраний, представляющих местное самоуправление. Организация выборов в многомиллионном мегаполисе — дело необычайно сложное и ответственное. Ведь в среднем за каждой избирательной комиссией закреплены 58 тысяч избирателей — население целого небольшого города. Все они — и старые, и немощные, и занятые на производстве — должны иметь возможность опустить бюллетень со своим голосом в избирательную урну. О том, как столичные власти намерены добиться максимального охвата электората, “МК” рассказал заместитель мэра в правительстве Москвы, его полномочный представитель в Мосгордуме Анатолий Валентинович Петров.

— Анатолий Валентинович, почему выборы в муниципальные собрания внутригородских муниципальных образований проводятся одновременно с выборами президента страны?

— Это уже традиция, закрепленная городским законом и уставами муниципальных образований. Второй раз подряд мы совмещаем выборы высшего должностного лица страны — Президента России — и органов местного самоуправления столицы. На мой взгляд, это символично. Кроме того, такое совмещение позволяет усилить агитационный ресурс участвующих в выборах кандидатов в депутаты местных собраний. Избирателям проще разобраться “ху из ху”, ориентируясь на политическую платформу представителей партий, одновременно являющихся кандидатами в президенты.

— Сколько депутатских мандатов муниципальных собраний “разыгрывается” и сколько человек на них претендуют?

— На 1555 мандатов было зарегистрировано 3206 человек, то есть количество выдвинутых кандидатов в два с лишним раза больше, чем необходимо избрать депутатов. В списках кандидатов есть представители партий “Единая Россия”, КПРФ, ЛДПР, “Справедливая Россия”, есть представители иных партий и общественных организаций. Еще есть самовыдвиженцы — независимые кандидаты. Кандидаты, которые выдвигались партиями, имели право не собирать подписи, независимые могли выбирать между подписями и внесением залога. В основном, конечно, люди собирали подписи, так как заручиться поддержкой 50—70 избирателей не составляло большого труда.

— Чем будут заниматься депутаты муниципальных собраний? Планируется ли дальнейшее расширение их полномочий?

— Мы готовы отдать на местный уровень то, что муниципалитеты и муниципальные собрания сделают лучше нас, быстрее и дешевле. Такова позиция правительства Москвы, о чем неоднократно заявлял Юрий Лужков. В новой редакции закона города Москвы об организации местного самоуправления изложен перечень вопросов местного значения, в решении которых эти органы власти самостоятельны и не подотчетны никому, кроме москвичей. Это в первую очередь организация призыва молодежи в Вооруженные силы (совместно с военкоматами и управами), проблемы опеки и попечительства, работа районных комиссий по делам несовершеннолетних и защита их прав, участие в охране общественного порядка.

С 1 января 2007 года на местный уровень передана организация досуговой и спортивной работы с населением по месту жительства. Это уже не только организационные, но и хозяйственные функции. На реализацию этих полномочий город передал субвенции в объеме 1,5 млрд. рублей, а также 909 нежилых помещений и 2633 внутридворовые спортивные площадки. Перераспределение полномочий заметно отразилось на содержании досугово-спортивной работы в районах. Увеличилось число жителей, занимающихся спортом, посещающих различные досуговые центры, клубы. Появились специальные центры для инвалидов, трудных подростков, семей с маленькими детьми, а не только традиционные кружки для мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Интереснее стали спортивные праздники во дворах.

Скорее всего в ближайшей перспективе к досуговой и спортивной деятельности муниципалитетов добавится культурно-массовая работа, которая сейчас осуществляется на базе домов культуры и клубов районного уровня. Мы также надеемся, что депутаты местных собраний активно включатся в разъяснительную работу с жителями по вопросам управления жилищным фондом, в частности созданию товариществ собственников жилья (ТСЖ).

— Количество проголосовавших на муниципальных выборах имеет значение?

— Порог явки отменен во всей системе. Конечно, выборы президента привлекут внимание несопоставимо большего числа избирателей. Но уж если человек дойдет до своего избирательного участка, что же, он откажется получить второй бюллетень и проголосовать за кандидатов в муниципальное собрание? Наверное, не откажется. Наоборот, у нас есть проблема другого порядка: избиратель может по закону досрочно проголосовать за депутата, а за президента — нет. Для этого человеку нужно получить открепительное удостоверение, но не факт, что он придет, если, допустим, уехал отдыхать. Однако, по моему мнению, показатели в городе будут примерно одинаковые, потому что за прошедшие дни досрочно проголосовавших за наши муниципальные кадры пока мало.

— Правительство Москвы упрекают в том, что на президентских выборах оно работает на одного кандидата.

— Это полная ерунда. Городские власти, как это и положено им по закону, создали все условия для того, чтобы политические партии могли в равной мере использовать свои конституционные права и вести в Москве необходимую пропагандистскую, агитационную работу, встречаться с избирателями и т.д. Безвозмездно были выделены помещения для проведения встреч политических партий, кандидатов, доверенных лиц кандидатов со своими избирателями. Городская избирательная комиссия провела жеребьевку: какая организация, какой кандидат, в какое время, где может провести свою встречу. Причем хочу подчеркнуть, что отобранные помещения идентичны по своим характеристикам — имеют одинаковую наполняемость, находятся в равных условиях по транспортному обеспечению, могут использоваться с 18 до 20 часов. Кроме того, проведена необходимая жеребьевка среди СМИ для освещения политических программ кандидатов в Президенты РФ. Через районные газеты москвичи были своевременно проинформированы о месте нахождения и часах работы избирательных комиссий, порядке голосования, а также к кому можно обращаться с возможными вопросами по организации и проведению выборов.

— Как будет организовано голосование 2 марта?

— Помимо городской избирательной комиссии, которая является главной в Москве, образована еще 121 территориальная избирательная комиссия: в каждом районе — своя, в Зеленограде — одна общая. Ключевые организаторы процесса — это участковые избирательные комиссии, которых у нас организовано 3065, что соответствует числу избирательных участков. Еще 219 участков образовано в местах временного пребывания избирателей, из них 201 — в лечебных учреждениях.

В этом году мы уже во второй раз организуем избирательные комиссии и участки на городских вокзалах для тех граждан, которые в день голосования будут находиться в дороге. В воскресенье, 2 марта, проголосовать можно будет на всех вокзалах, кроме Рижского и Савеловского, на которые не прибывают поезда дальнего следования.

— Увеличилось ли по сравнению с думскими выборами число участков, оснащенных комплексами автоматизированной обработки избирательных бюллетеней (КОИБ)?

— К сожалению, за прошедшие три месяца мы не успели нарастить число этих комплексов — ими, как и на прошлых выборах, будут оборудованы 949 участков в 46 районах. Хочу подчеркнуть, что средства на приобретение КОИБов выделяются из городского бюджета, и в перспективе перед нами стоит задача оснастить ими все 100% городских избирательных участков. Наша система автоматизированной обработки бюллетеней полностью соответствует стандартам государственного проекта ГАС “Выборы”. Она закрыта от проникновения и полностью исключает присутствие человеческого фактора при подсчете голосов избирателей.

— Где будут голосовать лица с ограниченными возможностями — инвалиды, тяжелобольные, старые люди, которые не всегда хотят выходить из дома?

— Этой категории избирателей, а их у нас порядка 100 тыс. человек, мы даем право выбора. Они могут проголосовать на своих избирательных участках, воспользовавшись, например, услугами “Социального такси”, или попросить членов избирательных комиссий и социальных работников, чтобы им доставили бюллетень и урну для голосования на дом. Кстати, несмотря на то что достаточно большой процент избирательных участков в Москве уже приспособлен к нуждам инвалидов-колясочников, многие люди по-прежнему предпочитают голосовать в домашней обстановке. Например, на думских выборах в декабре прошлого года таких было свыше 5,2 тыс. человек. Им так удобно, и мы стараемся идти навстречу. Кроме того, в этом году на 37 избирательных участках будут созданы условия для волеизъявления инвалидов по зрению. Они смогут прочитать информацию о кандидатах и порядке голосования, набранную шрифтом Брайля.

— А бюллетени для них тоже будут специальные?

— Нет, бюллетени пока самые обычные. Чтобы их заполнить, слабовидящему избирателю придется воспользоваться помощью родственников или других граждан.

— Смогут ли принять участие в выборах те москвичи, для которых 2 марта является рабочим днем?

— Действительно, в это воскресенье в городе будут работать 860 предприятий и организаций с непрерывным циклом производства, на которых заняты 130 тысяч горожан. Все они смогут проголосовать по открепительным удостоверениям или по заявлениям на близлежащих избирательных участках. Для этого на предприятиях будут организованы специальные перерывы, выделен транспорт, созданы иные условия.

— Что значит по заявлениям?

— Это форма, предусмотренная законом специально для этой категории граждан. Обратиться с заявлением в избирательную комиссию по месту предполагаемого голосования необходимо не позднее чем за три дня до выборов. Тогда с помощью системы ГАС “Выборы” избиратель будет исключен из списка по месту жительства и сможет проголосовать на другом участке. Еще один вариант, как я уже говорил, — воспользоваться открепительным удостоверением. Его можно получить даже 1 марта до 18 часов включительно. Так что было бы желание избирателя, а созданная система обеспечит его право принять участие в выборах.

— Как вы на сегодняшний день оцениваете готовность Москвы к выборам?

— На 99%. По линии власти все организационные вопросы решены. Мы готовы встретить каждого избирателя, а их у нас более 7 миллионов человек. Главное теперь, чтобы москвичи пришли на выборы.

— С явкой в Москве обычно бывают проблемы. Поговаривают, что низкие показатели декабрьских выборов не удовлетворили Кремль.

— Прежде всего мы сами не удовлетворены тем, что какая-то часть избирателей не воспользовалась своим законным правом формировать власть. У кого-то для этого были веские основания, а кто-то полагает, что голосовать вовсе не обязательно. Конечно, это право каждого — голосовать или не голосовать. Я лично твердо придерживаюсь позиции: каждый не участвующий в голосовании гражданин лишает себя морального права предъявлять какие-либо претензии к власти, ибо эта власть была избрана без его участия.

Припоминается случай из моей депутатской деятельности середины 80-х годов. Ко мне на прием пришла женщина и стала требовать ускорить предоставление места для ее ребенка в детских яслях. Я знал, что решить эту проблему не смогу, но спросил у посетительницы: “А на выборах вы были?” Получив отрицательный ответ, сказал ей: “Ну вот, а вы хотели, чтобы я вам помогал”. Дама ушла с пониманием, что была не права. Правда, в парткоме со мной потом провели воспитательную беседу. Но сейчас на дворе 2008 год, мы живем в другое время, и пора наконец менять отношение к власти. Откровенно говоря, вопрос явки на выборы для Москвы не простой. Для москвичей характерен высокий уровень миграции. К примеру, около 700 тыс. московских избирателей, являясь гражданами России, постоянно или долговременно проживают за пределами России, кроме того, только в Подмосковье постоянно проживают в загородных домах более 300 тыс. московских семей. А сколько граждан уехало отдыхать еще до того, как комиссии стали выдавать удостоверения! Как вы понимаете, организационные и агитационные возможности влияния властей на мотивацию этих людей ограничены, если не сказать отсутствуют.

— Где сейчас находятся избирательные бюллетени?

— Хранятся в избирательных комиссиях в сейфах. У нас этому придается очень большое значение, хотя в большинстве западных стран бюллетень — простая бумажка. В свое время я был международным наблюдателем на выборах немецкого канцлера Гельмута Коля. Прихожу на участок, а там бюллетени стопкой лежат перед входом. Я в шоке. “А если кто-нибудь возьмет?” — спрашиваю. Члены комиссии, кстати, все они представители органов исполнительной власти, а никакие не общественники, только плечами пожимают: “Ну и пусть берет. Куда он его денет-то? Домой унесет на память?” А у нас с каждым бюллетенем носятся как с писаной торбой. Печатают их на самой дорогой бумаге, сверху марку клеят, голограмму ставят, плюс подписи, печати…

— Если кто-то придет голосовать по открепительному удостоверению, для него предусмотрен запасной бюллетень?

— Обязательно! Явка у нас 100% не бывает, поэтому на участках всегда есть невостребованные бюллетени.

— Когда бюллетени доставят на избирательные участки?

— 1 марта. Тогда же пройдет общегородская репетиция готовности комиссий к голосованию. Председатель комиссии или секретарь расскажет последовательность действий, объяснит, какие графы в какой последовательности надо заполнять, и т.д. В общем, чисто техническая работа.

— Готовят ли членов избиркомов к нештатным ситуациям?

— Их предупреждают о возможных инцидентах. Например, на избирательный участок могут прорваться экстремистски настроенные молодчики, погасить свет, устроить потасовку. Там, где стоят КОИБы, бывает, что вырывают шнур из розетки. Машина перестает работать, и вокруг этого сразу раздувается скандал: раз КОИБ не работает, значит, его специально вырубили, чтобы подтасовать результаты. К сожалению, нередки случаи, когда на участке кому-нибудь из избирателей, обычно это люди пожилого возраста, становится плохо. Члены комиссии должны знать, где в здании находится медпункт, проводить туда пострадавшего, если надо, вызвать “скорую помощь”.

— А о том, как действовать в случае терактов, они знают?

— Антитеррористическая подготовка ведется по линии ГУВД. На всякий случай у нас есть передвижные участковые комиссии, которые размещаются в специально оборудованных автобусах. Необходимость в них может возникнуть по нескольким причинам — не дай бог, газ где-нибудь взорвется или трубу прорвет. Город в день выборов должен быть готов отреагировать на любую ситуацию. Но такого на моей памяти не было ни разу. Было 2—3 случая провокации о будто бы заминированном помещении. Комиссии прерывали работу на 30—40 минут, проводилась проверка помещений, и после этого работа продолжалась. Хотелось бы надеяться, что 2 марта хулиганы обойдут избирательные участки стороной.

— Уже две недели центр Москвы наводнен сотрудниками правоохранительных органов, улицы и станции метрополитена патрулируются отрядами ОМОНа. С чем это связано?

— Их задача — обеспечить правопорядок в Москве. Ряд организаций, скажем так, экстремистского толка, выразили намерение провести несанкционированные митинги, чтобы подлить масла в предвыборный котел. Но, во-первых, это запрещено. А во-вторых, существуют еще права других граждан, которые хотят спокойно ходить по улицам, жить нормальной жизнью и т.д. Почему они должны становиться заложниками чужих интересов? Вот, например, в Лондоне есть Гайд-парк. Все, кто хочет высказаться, митингуют там. А у нас почему-то нужно непременно идти в самый центр города, включать мегафоны под чужими окнами, тормозить движение и т.д. Непонятно, с какой стати? У нас тоже выделено специальное место в городе для этих целей. Однако партии привыкают к новому порядку неохотно.

— Вы говорили, что 2 марта на избирательных участках будет организована книжная торговля. Это будет какая-то специальная литература?

— Да нет. Просто книжные новинки.

— А почему бы не торговать дешевой колбасой или сыром?

— Вы действительно считаете, что в Москве этим можно кого-нибудь завлечь на выборы? В магазинах все есть, мы живем в 2008-м, а не 1992 году.

— Во многих регионах для повышения явки на участках проводятся лотереи, различные конкурсы с ценными призами. Почему у нас это не практикуется?

— Это не наши методы. Кроме того, подобные действия могут быть расценены как подкуп избирателей.

— А наблюдатели на участках присутствовать будут?

— От политических партий — да. Например, мне известно, что “Единая Россия” на каждый участок в две смены выставит по два наблюдателя. Их списки уже сформированы. Коммунисты наверняка тоже будут. Но они обычно заявляют об этом накануне или в день выборов приходят с решением партии.

— Exit-polls в Москве проводятся?

— Обязательно. Этим у нас уже не первый год занимается Центр политических технологий. Социологи заранее сообщают нам, на каких участках будет проводиться опрос, что бы мы, в свою очередь, могли поставить в известность избирательные комиссии. 2 марта exit-polls будут проводиться примерно на 500 участках. Это довольно большой срез общественного мнения. Поэтому к часам 12—14 мы уже знаем общий настрой москвичей, можем с достаточно большой долей вероятности спрогнозировать итоги голосования. Но итоги этих опросов по закону не могут публиковаться и отражаться в СМИ.

— А когда официально будут оглашены предварительные данные голосования по Москве?

— Думаю, что первые результаты появятся уже где-то часов в десять, с ними в режиме реального времени можно будет ознакомиться в Интернете. А к утру будет обработано уже порядка 99% бюллетеней. Надо иметь в виду, что нагрузка на членов участковых комиссий огромная — им предстоит подвести итоги голосования и по выборам президента страны, и по выборам в органы местного самоуправления города. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру