Северная Корея возобновляет работу ядерного реактора, а Южная — усиливает оборону

Но ничего фатального в этом нет, считают эксперты

Атмосфера «военного времени» на Корейском полуострове накаляется. После того, как американцы перебросили в Южную Корею бомбардировщики-истребители, северные соседи приняли решение перейти от угрожающих слов к действиям: будет возобновлена работа ядерного реактора в Йонбене. Америка все еще уверяет, что поводов для беспокойства нет, однако отправила к берегам Южной Кореи ракетный эсминец “Фитцджеральд”.

Но ничего фатального в этом нет, считают эксперты

Этот крупный боевой корабль, переброшенный к побережью Южной Кореи вместо того, чтобы вернуться в японский порт, оснащен противоракетной системой Aegis, которая способна нейтрализовать потенциал северокорейских ВВС и, теоретически, предотвратить ядерный удар КНДР.

Как ранее писал «МК», в Южную Корею уже были отправлены истребители-«невидимки Стелс Б-2» и бомбардировщики «Б-52». В ответ на это лидер КНДР Ким Чен Ын приказал ракетным войскам приготовиться к нанесению удара по американским военным базам в Южной Корее и Тихом океане, включая Гуам и Гавайи. Тем временем американцы прислали в Южную Корею еще и истребители «F-22», которые перебросили со своей базы в Японии. Официальным поводом подобного подарка от Пентагона объявлены очередные учения. Американские власти настоятельно советуют КНДР снизить уровень напряжения в отношениях и перестать провоцировать южного соседа.

Власти Северной Кореи давно заявляли, что пришло время "свести счеты с американскими империалистами с учетом сложившейся ситуации". Очевидно, теперь они переходят от слов к действиям. В прошедшую субботу было объявлено, что неопределенное состояние «ни войны, ни мира» на полуострове прекращается, и отныне обе Кореи могут действовать в случае необходимости по законам военного времени. Южная Корея восприняла это заявление в штыки: президент Пан Кын Хе пообещала жесткий военный ответ на любые проявления агрессии по отношению к её стране.

Заявление Пхеньяна о планах ввести в эксплуатацию остановленный в 2007 году реактор в ядерном центре в Йонбене многие восприняли как очередную попытку припугнуть США и Южной Корею.

– О существовании реактора давно всем известно, просто его работа была приостановлена в рамках программы разоружения, – пояснил «МК» ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин АСМОЛОВ. – Не стоит драматизировать ситуацию. КНДР лишь усиливает свою оборону, дабы иметь возможность ответить на удар южного соседа. Все-таки в конфликте участвуют две стороны, поэтому не нужно делать из Северной Кореи монстра...

Также власти Северной Кореи объявили, что отправленный в отставку в 2007 году премьер-министр КНДР Пак Пон Чжу вернулся на свой пост. Очевидно, эти решения направлены на то, чтобы бросить все силы на оборону страны — так говорится в официальном заявлении северокорейского парламента. На заседании ЦК Трудовой партии КНДР ядерное оружие было названо «жизнью нации». Напомним, что ядерные амбиции Пхеньяна давно являются предметом конфликта между этой страной и мировым сообществом. В феврале этого года КНДР провела очередные ядерные испытания, нарушив тем самым соглашение, запрещающее запуск страной баллистических ракет: они могут нарушить спокойную обстановку в районе Корейского полуострова.

Своим мнением о перспективах развития отношений на полуострове поделился с «МК» руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий ЦЫГАНОК.

– Вряд ли в ближайшем будущем дело дойдет до настоящей войны. Кому это нужно? КНДР никогда не желала открытого конфликта, их цель — диалог с Америкой. А санкциями Северную Корею не напугать — это страна достаточно закрытая, а Китай всегда поддержит их в спорной ситуации. КНДР уже давно едва ли не торгуется с США, спекулируя своим ядерным вооружением, поэтому сейчас международная ситуация накаляется. Но ядерная война вряд ли случится.

- А чем чревато возобновление работы реактора в Йонбене?

- Северная Корея будет разрабатывать там более тяжелые ракетные технологии, большей дальности. Возможно, с помощью нынешних своих ракет они смогут достать до базы, которая находится на Гуаме, но дотянуться до Аляски или Америки им пока не под силу. Поэтому сейчас американцы и встревожились — они опасаются, что новые ракеты большей дальности смогут долететь и до их берегов...

Между тем на прошедшем в воскресенье в Пхеньяне пленарном заседании ЦК Трудовой партии Кореи было сказано, что «ядерное оружие сонгунской Кореи вовсе не является товаром, который мы хотим обменять на доллары, и тем более, не предметом политических или экономических торгов, который будет поставлен на стол переговоров для тех, кто намеревается разоружить КНДР».
Дарья Тюкова

МНЕНИЕ АМЕРИКАНСКИХ ДИПЛОМАТОВ

В ходе прошедшего во вторник в Москве круглого стола под названием «Российско-американская «Встреча послов», американские дипломаты, отвечая на вопрос корреспондента «МК», прокомментировали ситуацию на Корейском полуострове.

Джон БАЙЕРЛИ, Чрезвычайный и Полномочный Посол США в России в 2008-2011 гг.: «Я думаю, всем совершенно ясно, что сам факт вылетов военных самолётов США в Южную Корею — это лишь свидетельство того, что эта страна является одним из наших союзников. Поэтому то, что мы слышим сейчас из Пхеньяна, беспокоит нас. Я полагаю, это вызывает тревогу у всех. Но важнее всего в данном случае найти способ снизить напряжённость. Необходимо подумать о том, как мы — США и Россия — можем удостовериться, что мы одинаково смотрим на эту ситуацию. А я уверен, что мы на самом деле воспринимаем её одинаково. Северная Корея получила от международного сообщества — в частности, от Совета безопасности ООН — сигналы относительно того, как оно видит деятельность КНДР в её ядерной программы. Нам же необходимо понять, как вести диалог с КНДР, чтобы там поняли, что речь идёт не об обязательствах, возлагаемых на неё Россией и США, а об обязательствах, возлагаемых всем международным сообществом».

Томас ПИКЕРИНГ, Чрезвычайный и Полномочный Посол США в России в 1993-1996 гг.: «Полагаю, в наших дискуссиях есть ещё один аспект, на который надо обратить внимание. Во Северной Корее относительно молодой режим. В КНДР существует такая система действий, которую в некоторых случаях лучше всего можно понять с точки зрения детской психологии. Мы все знаем, что многие дети, пытаясь привлечь к себе внимание, ложатся на пол, начинают плакать и стучать руками и ногами. Я полагаю, именно это сейчас и происходит. Однако, то, что может выглядеть как детские действия, на самом деле просто смешно и глупо. Это приведёт лишь к тяжёлым последствиям. Не стоит забывать о том, что есть Китай, который может сыграть серьёзную роль. Мы уже видели, как КНР, имеющая особые отношения с КНДР, оказывал успокаивающее воздействие. Сейчас мы находимся на том этапе, когда надо поговорить о возможном успокоении, о важности усилий по снижению напряжённости в регионе. Я надеюсь, что правительства наших стран будут вести диалог друг с другом и другими странами в регионе - например, с Китаем. Необходимо подумать над тем, как добиться дипломатического прогресса. Это очень сложно в случае со страной, постоянно нарушающей свои обязательства. Это связано с руководством КНДР. Мы знаем, что люди незрелые, без чётких целей, располагающие, как нынешние власти КНДР, ядерным оружием, представляют собой серьёзную опасность. Поэтому необходимо активно сотрудничать, чтобы ответить на эту угрозу».
Ренат Абдуллин

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру