Японские ученые создали функционирующую ткань печени человека

Скоро каждый из нас может стать Прометеем

Из всех титанов греческой мифологии для нас самый дорогой, несомненно, Прометей. Согласно древнегреческому поэту Гесиоду, Прометей украл у Зевса огонь, который тот прятал от людей, и вновь вернул его на землю. Разгневанный Зевс приковал титана к скале. Орел каждый день клевал гераклову печень, которую Зевс за ночь восстанавливал. В «Прикованном Прометее» Эсхил изобразил Прометея не только принесшим человечеству огонь и цивилизацию, но и давшим нам средства выживания, искусства и науки. Нет сомнения в том, что Прометей подсобил и японским ученым из Йокогамского университета — Таканори Такебе и Хидеки Танигучи. У титана на это были свои личные причины. И вот почему.

Скоро каждый из нас может стать Прометеем

На днях на сайте научного журнала «Nature» появилось видео. На нем куча розоватых точек постепенно консолидируется в более темный по цвету предмет. По увлекательности этот скучный процесс не идет ни в какое сравнение с мифами о Прометее, но при ближайшем рассмотрении в нем тоже заложено нечто титаническое. Розовые точки на видео это стволовые клетки, из которых развивается бутон печени, который затем начинает походить на печень и исполнять ее функции. Выше упомянутые японские ученые — авторы «скучного видео», создали функционирующую ткань человеческой печени!

Ученые давно мечтали о том, что стволовые клетки можно будет использовать для «ремонта» или замены поврежденных тканей и органов человеческого тела, для создания так называемой регенеративной (восстановительной) медицины. Особенно эффективны для этого стволовые клетки эмбрионов. Их называют «плюрипотентными», то есть способными превратиться в любую клетку. Сейчас наука достигла того, что может превращать в плюрипотентные даже те клетки, которые не были взяты у эмбрионов. Это помогает «обходить стороной мины этического порядка», — говорят ученые. В прошлом году другой японский ученый Синья Яманака из Университета Киото получил Нобелевскую премию за открытие искусственной плюрипотенции. Он продемонстрировал превращение четырех протеинов в инструмент, создающий репрограммирование развитых клеток в плюрипотентном состоянии. Таким образом, доктор Яманака не только обошел «этические рифы» (использование клеток человеческого эмбриона), но и создал плюрипотентные стебли (IPS), которые способны — пока только в теории — лечить человеческие болезни за счет самого человеческого организма. Однородная генетика позволит не нарушать иммунную систему людей.

Но использовать всё это для практических целей — лечения наших болезней, чрезвычайно сложно, как похищение огня Прометеем. Но статья доктора Такебе в «Nature» свидетельство того, что последователи огненного титана тоже не лыком шиты. Уже проходят клинические испытания плюрипотентных клеток. Американская фирма «Advanced Cell Technology» (АСТ) использует их для лечения некоторых заболеваний, вызывающих слепоту. В прошлом году уже были достигнуты обнадеживающие результаты на двух пациентах.

Технология IPS обещает еще более радужные перспективы. В этой области лидируют японцы. В недалеком будущем Минздрав Японии даст разрешение на клинические опыты с клетками IPS. Другие фирмы и клиники намерены атаковать с помощью IPS болезнь Паркинсона, глаукому и рассеянный склероз. Не сидят, сложа руки, и представители фундаментальных наук. Вдохновленные работами доктора Яманака, ученые ищут более краткие пути к плюрипонетнции. Так, например, доктор Мариус Верниг из Стэндфордского университета, открыл возможность использования трех протеинов для превращения тканей в нейроны. А вот доктор Дипак Шривастава из Калифорнийского университета продемонстрировал превращение тканей в сердечные клетки.

Параллельно этому идут исследования, выходящие за рамки создания простых клеток. Опять-таки японский ученый Йошики Сасаи из Центра RIKEN развивающейся биологии в Кобе, провел серию опытов над эмбрионными клетками мыши, которые привели к созданию трехмерных скоплений из клеток и нейронов. Эти скопления затем превращались в нечто весьма напоминающее заднюю сторону глаза — ретину. Далее доктор Сасаи повторил этот «трюк» и с человеческими клетками.

Мечта и цель ученых-кудесников — это создание сложных человеческих органов, начиная с их «истоков». Так, исследователи Университета Вейк-Форест в Северной Каролине использовали трехмерный принтер для создания искусственной почки из клетки недоразвитой почки. Но для того, чтобы такие органы функционировали в человеческом организме, им необходимы кровеносные сосуды, несущие кислород и питательные вещества. Как это ни парадоксально, ученые могут добиться этого на пути минимализма. Вместо того, чтобы создавать целый орган в лаборатории, они могут создать менее развитую его форму, как это сделал доктор Сасан с глазной ретиной. Остальное будет делом самого человеческого организма.

Именно так поступил доктор Такебе с зачатком печени, правда, не человека, а мыши. Он сцепил несколько клеток IPS, которые превратились в клетки печени, в пласт, из которого развивается печень. Используя кровеносные сосуды пуповины и стебельные клетки костного мозга, ученый создал «бутон» печени в течение двух дней. На шестой день этот «бутон» стал производить ранние маркеры печени. Когда доктор Такебе имплантировал такие «бутоны» в мозг мышей, он увидел, что они связались с мышиной кровеносной системой в течение двух дней.

Еще через два месяца «бутоны» не только стали выглядеть как печень, они стали действовать как печень. Они стали производить специфичные для печени протеины. Отключая печень мыши, и заменяя ее эрзацем, доктор Такебе доказал, что она может жить, не нуждаясь в трансплантации. Конечно, повторение всего этого процесса на людях, печень которых перестала функционировать, требует еще много времени и экспериментов. Но большой шаг в этом направлении уже сделан. После многих разочаровывающих фальстартов регенеративная медицина начинает выглядеть обнадеживающе.

К сожалению, того же самого нельзя сказать о «социальной медицине».

Миф о Прометее у Гесиода существует в двух вариантах. Первый наиболее распространенный я изложил в начале этих заметок. А вот как выглядит его второй вариант. Прометей, обманул Зевса, принеся ему в качестве жертвы не мясо, а кости и жиры. (Мясо пошло на создание людей.) Зевс в отместку лишил огня созданных Прометеем людей. Прометей украл у Зевса огонь и вернул его людям. На сей раз, Зевс наказал людей покруче. Он создал женщину Пандору и ниспослал ее людям с Олимпа, а одного из них — Эпиметеуса заставил жениться на ней. Все усилия Прометея отговорить его от этой пагубной женитьбы оказались тщетными. Пандора открыла свой ящик и опрокинула на людей болезни, зло и прочие напасти. На дне ящика осталась лишь надежда.

Она до сих пор там пребывает. В то время как ученые приближаются к ней, пытаясь создать запасные человеческие органы из человеческих же клеток, включая печень, восстанавливать которую мог только Зевс-громовержец, чтобы продлевать муки Прометея, мы, люди, никак не можем выцарапать из ящика Пандоры скрывающуюся на его днище надежду на мир без войн и оружия, без расизма и нищеты, без человеконенавистничества. Нет, вопреки заголовку, не каждый из нас может стать Прометеем. Для этого одной новой печени очень и очень недостаточно. Для этого нужны новая мораль, новое миросозерцание, необходима титаническая человечность.