ПЛА «К-159» совершила 9 боевых служб, прошла 212618 морских миль за 25364 ходовых часов. Затонула ночью 30 августа 2003 года вблизи острова Кильдин на глубине 170 метров (по другим данным — 248 м) во время буксировки из бухты Гремиха для утилизации на судоремонтном заводе «Нерпа» в городе Снежногорск (подробности ниже). Погибло 9 человек, одному — старшему лейтенанту Максиму Цибульскому — удалось спастись. Найдены тела двоих членов экипажа. После аварии руководство страны и ВМФ говорило о необходимости подъёма лодки. В августе 2011 года Госкорпорация по атомной энергии «Росатом» снова поднимала вопрос о возможном подъёме атомной субмарины, окончательное решение о подъёме должно было быть принято еще в 2012 году, напоминает wikipedia. В общем все как обычно...
Субмарина затонула у входа в Кольский залив во время буксировки на завод в Полярный для выгрузки активной зоны реактора. В отличие от других подобных объектов, к затоплению она подготовлена не была. На подлодке до сих пор есть ядерное топливо, отмечает murman.tv.
- Будем обследовать, есть ли там повышенный уровень радиации, - сказал начальник отдела мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды Росгидромета Вячеслав Шпиньков. - Будут отбираться пробы воды, донных отложений, будем ловить рыбу.
Изучать полученные пробы будут в течение года в России и Норвегии. Подобное сотрудничество между россиянами и норвежцами осуществляется уже более 10 лет. Первые совместные экспедиции были проведены в Карском море, где в советские годы было затоплено большое количество потенциально опасных радиоактивных объектов, напоминает severpost.ru.
- В заливе, в районе Новой Земли, затоплена лодка «К-27», которую мы начали обследовать в 90-х годах, - рассказал главный научный сотрудник научно-производственного объединения «Тайфун» Александр Никитин. - Наш следующий этап - уже другая подводная лодка, уже не затопленная специально, а аварийно-затонувшая - это «К-159» (фото).