Японский спутник для изучения черных дыр развалился на околоземной орбите

Он перестал выходить на связь, а позднее астрономы обнаружили пять обломков

Рядом с японским рентгеноастрономическим спутником ASTRO-H учеными обнаружены пять фрагментов, которые, как предполагается, представляют собой обломки этого зонда. Вчера стало известно, что 26 марта связь со спутником, предназначенным для изучения черных дыр со сверхмощной гравитацией, а также других космических объектов и явлений, была потеряна.

Он перестал выходить на связь, а позднее астрономы обнаружили пять обломков

ASTRO-H, также известный как Hitomi, был запущен 17 февраля этого года. На момент, когда связь была утеряна, проходила калибровка и проверка различных систем зонда, к полноценной работе приступить он так и не успел. Обломки на орбите спутника были обнаружены американскими специалистами, представляющими Объединенный центр космических операций Стратегического командования США. Это произошло примерно тогда же, когда была потеряна связь, что говорит в пользу предположения о разрушении спутника, передаёт nature.com.

Некоторые специалисты считают, что для спутника ещё не всё потеряно. В частности, Джонатан МакДоуэлл из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики в Массачусетсе подчёркивает, что даже если пять обнаруженных объектов действительно окажутся обломками космического аппарата, речь может идти скорее о пяти небольших отколовшихся фрагментах, а не о полном разрушении искусственного спутника. К тому же, как заявляют японские специалисты, с момента потери связи ими был получен, по меньшей мере, один короткий сигнал, поэтому надежда, что связь ещё будет восстановлена, потеряна не до конца.

Телескопы, которыми был оснащён спутник нового поколения, должны были помочь в изучении чёрных дыр, а также множества других космических явлений, наблюдать за которыми можно лишь в рентгеновском диапазоне. В частности, речь идёт о рентгеновском излучении скоплений галактик и даже о тёмной материи. Пока учёные затрудняются с уверенностью назвать причины поломки, но в качестве одной из версий рассматривается короткое замыкание.

Это не первый рентгеноастрономический спутник японского космического агентства JAXA, эксплуатация которого в скором времени ознаменовалась внештатной ситуацией. В 2000 году космический телескоп ASTRO-E потерпел крушение при запуске, а у выведенного на орбиту Suzaku через несколько недель после начала работы вышел из строя спектрометр — основная составляющая зонда. Тогда причиной этого стала утечка гелия.