Ученые разгадали природу дежавю и научились его провоцировать

Как оказалось, это явление нельзя отнести к ложным воспоминаниям

Группа исследователей под руководством Акиры О'Коннор из Сент-Эндрюсского университета приблизилась к пониманию того, какие именно процессы в мозге человека приводят к тому, что он ощущает дежавю. Как выяснилось, это явление не относится к ложным воспоминаниям, хотя, по всей вероятности, и имеет к ним довольно неожиданное отношение.

Как оказалось, это явление нельзя отнести к ложным воспоминаниям
Иллюстрация — indianapublicmedia.org

Дежавю — психическое состояние, при котором человеку кажется, что однажды он уже видел и слышал в точности то же самое, что он видит и слышит в данный момент, причём такого рода «воспоминание» никак не привязано к какому бы то ни было конкретному моменту в прошлом. Учёные до сих пор не могут окончательно ответить на вопрос, как именно возникает подобное ощущение и выполняет ли оно какую бы то ни было практическую функцию.

Для своего исследования специалисты несколько модифицировали эксперимент, применяемый для создания у человека ложных воспоминаний. Суть эксперимента, взятого за основу, состоит в том, что человеку называют вслух несколько слов, по смыслу связанных с одним и тем же, но не названным, явлением. К примеру, участник эксперимента может услышать слова «ночь», «подушка», «кровать» и так далее, но не слово «сон». Если позднее человека спросить, какие слова он слышал, он с высокой вероятностью в числе прочих назовёт и слово «сон», поскольку подсознание «дорисует» ему соответствующее воспоминание.

Принципиальным отличием нового эксперимента было то, что, прочитав список, добровольцев спрашивали, слышали ли те слова на букву «с». Участники исследования отвечали отрицательно, и этот момент не мог не отложиться в их памяти. Впоследствии же, когда добровольцев просили вспомнить слова, которые они слышали, их мозг реагировал на эту просьбу довольно необычно: с одной стороны, что-то всё ещё подсказывало им, что они должны были слышать слово «сон», но с другой, у них было доказательство, что этого слова, как начинающегося на «с», прозвучать не могло. Этот парадокс, как выяснилось, провоцировал у людей чувство дежавю.

При этом, наблюдая за работой мозга участников эксперимента, учёные отметили, что за дежавю «отвечают» не те отделы головного мозга, которые традиционно ассоциируются с обработкой воспоминаний, а префронтальная кора, которая участвует в принятии решений.

Подводя итоги своего исследования, специалисты высказали предположение, что дежавю появляется в момент, когда человек сам не уверен, испытывал ли он то или иное ощущение в прошлом. Таким образом, это явление представляет собой свидетельство исправной работы системы проверки памяти, предполагают учёные.