Ученые обнаружили, что кислорода на Земле становится все меньше

Впрочем, назвать темпы пугающими было бы преувеличением

Изучив пузырьки воздуха, на протяжении сотен тысяч лет запертых в ледниках Гранландии, ученые выяснили, что за это время в атмосфере Земли стало меньше кислорода. При этом группа специалистов под руководством Дэниела Столпера из Принстонского университета пока не может с уверенностью назвать причину, по которой за 800 тысяч лет атмосфера потеряла больше кислорода, чем приобрела.

Впрочем, назвать темпы пугающими было бы преувеличением

Исследователи подчёркивают, концентрация кислорода в воздухе уменьшается уменьшается весьма умеренными темпами — за сотни тысячелетий со времён плейстоцена она снизилась всего на 0,7 процента. Как сообщают специалисты, сами они проводили измерение, в первую очередь, из любопытства, и заранее не могли предсказать, изменилось ли содержание кислорода в воздухе за это время и если да, то в какую сторону. Измерение показало не самую яркую, но абсолютно чёткую тенденцию к его снижению, отмечают исследователи.

Как напоминают специалисты, в далёком прошлом колебания уровня кислорода на нашей планете были весьма значительными. Пару миллиардов лет назад, как предполагается, этот материал в атмосфере не был представлен вовсе, но затем его начали выделять цианобактерии, тем самым навсегда задав направление эволюции на планете. Впоследствии кислород стали производить самые разнообразные растения, а ещё позднее он оказался необходим для поддержания жизни сложных животных. Кислород не только потребляется живыми существами, но и «тратится» при выветривании силикатных пород. Также, по словам учёных, примерно каждое тысячелетие все атомы О в атмосфере успевают побывать в молекулах воды и вновь стать кислородом.

Учёные заверили, что, какими бы ни были истинные причины обнаруженного ими явления, в самом ближайшем будущем кислород на Земле точно не закончится. Тем не менее, полученные результаты специалисты склонны считать ещё одним поводом задуматься о том, как именно на планету влияют действия человека — сегодня люди потребляют в тысячу раз больше кислорода, чем ранее, тем самым ускоряя и без того наблюдаемый в природе процесс уменьшения его количества.

Новое исследование опубликовано в журнале Science.