Планетологи заподозрили, что раньше Церера была покрыта вулканами-пирамидами

До сегодняшнего дня сохранился лишь один из них

Гора Ахуна пирамидальной формы на сегодняшний день является единственным на Церере криовулканом. Однако специалисты из Университета Аризоны в Тусоне высказали предположение, что раньше вулканов-пирамид на поверхности карликовой планеты было много, и Ахуна сохранилась до наших дней лишь из-за сравнительной «молодости».

До сегодняшнего дня сохранился лишь один из них

Первоначально внимание специалистов привлёк сам по себе факт, что на поверхности Цереры можно встретить всего лишь один вулкан. Это показалось учёным довольно странным, поскольку если в недрах планеты происходили процессы, которые привели к его появлению, они почти наверняка должны были спровоцировать и зарождение других таких же гор.

Учёными была представлена модель, которая позволяет предположить, что в прошлом на поверхности Цереры располагалось множество вулканов, и одновременно объясняет, куда они исчезли. По мнению специалистов, из-за того, что поверхность космического тела составляют не самые твёрдые породы, древние «вулканы-пирамиды» со временем попросту деформировались до такой степени, что от них почти ничего не осталось. Ахуна сохранилась до сих пор благодаря небольшому для вулкана возрасту — ей «всего» 200 миллионов лет. Однако, как предполагают учёным, ещё примерно через 100 миллионов лет «разгладится» и она.

К выводу, что гора Ахуна представляет собой купол криовулкана, специалисты пришли в прошлом году, объявлено об этом было в начале осени. Это открытие, по мнению специалистов, позволяет предположить, что ещё совсем недавно по геологическим меркам в недрах карликовой планеты находилась жидкая солёная вода, порой извергавшаяся на поверхность.

Церера была открыта в 1801 году и названа в честь древнеримской богини плодородия. 27 сентября 2007 года к ней была запущена космическая станция Dawn. В 2015 году на снимках этого исследовательского зонда были впервые обнаружены таинственные белые сверкающие пятна на поверхности планеты, после чего к космическому телу оказалось приковано внимание не только планетологов, но и множества людей, в целом от науки далёких. Специалисты не исключают, что за появлением этих пятен стоят именно процессы криовулканизма.

Криовулканизм наблюдается на небесных телах, где установилась крайне низкая по сравнению с Землёй температура окружающей среды. По сути своей, криовулканы отличаются от «земных» вулканов, в основном, лишь тем, что извергают не расплавленные скальные породы, а так называемую «криолаву», чаще всего представляющую собой смесь жидкого аммиака, жидкого метана, воды в жидком или газообразном состоянии и других примесей.