Первыми в Гренландии пожили сибиряки каменного века

Наука смогла восстановить геном древнего человека

Реконструкция: Nuka Godfredtsen

Задолго до Лейфа Эрикссона Счастливого или Христофора Колумба свой путь в Новый Свет проложила группа склонных к облысению охотников.

Волосы, пролежавшие в вечной мерзлоте 4000 лет, пролили свет на племя охотников каменного века, которые попали из Сибири в Гренландию в невоспетой никем «одиссее», рассказывают ученые.

Волосы, обнаруженные на стоянке в западной Гренландии, помогли воссоздать портрет человека, умершего четыре тысячелетия назад и переворачивают основную теорию о том, как люди заселили Арктический Новый Свет.

Итак, самые ранние или даже первые поселенцы в Гренландии – это не эскимосы или индейцы, как считали многие, но прямые потомки сибиряков, которые каким-то макаром перебрались через Берингов пролив на Аляску, а затем направились на восток, следует из отчета ученых, опубликованного в «Nature». (Пресс-релиз университета Копенгагена «Waking the dead» («Пробуждение мертвеца»).

Прядь волос и четыре части кости, найденные на поселении Кекертасуссук (Qeqertasussuk), являются останками пока единственного человека, принадлежащего к саккакской культуре, загадочному прибрежному сообществу, которое жило в западной Гренландии около 1700 лет.

Державшаяся гренландскими тюленями, рыбой и другим пропитанием из моря, эта культура иссякла около 800 года до н.э. Правда, оговариваются ученые, эта дата является все же неопределенной.

Они смогли детерминировать почти 80 процентов генома и обнаружили 353151 единичную вариацию (однонуклеотидную  мутацию), которые отвечают за те или иные признаки организма.

Портрет древнейшего «гренландца»

"Что мы можем видеть из полученных геномных данных?", задается вопросом Виллерслев и высказывает предположения:

"Например, мы видим, что этот парень был, скорее всего, обладателем карих глаз, смуглой кожи, его передние зубы имели форму эдакого совка, а его сухая ушная сера увеличивала риск попадания в ухо различных инфекций", пытается описать древнего арктического человека профессор Эске Виллерслев.

"Мы также видим, что он имеет склонность к облысению. Поскольку мы нашли очень много волос, то посчитали, что он умер совсем молодым. Мы также можем увидеть, что этот парень был генетически адаптирован к низким температурам Арктики».

Ученые назвали этого древнего человека именем «Инук» ("Inuk"), что по-гренландски значит «мужчина» или «человек».

Но самым удивительным было – сопоставить геном этого древнего человека с геномами тех, кто живет в арктических условиях в наши дни.

Его ближайшие современники - из арктической части Восточной Сибири: этнические группы чукчей, коряков и нганасан. Это открытие также подкреплено схожей группой крови A+.

Антропологи давно предполагали, что первые поселенцы Северной Америки либо прошли через пролив, покрывавшийся льдом в зимние месяцы, или пересекли его на лодке, возможно, с использованием «каменных» Алеутских островов.

Эти пионеры затем направились южнее, где в итоге их потомки, прибыли в южную оконечность Южной Америки уже тысячи лет спустя.

До сих пор считалось, что остров Гренландия был заселен популяциями, которые направились туда после длительного пребывания в Новом Свете (например, на-дене в Северной Америке или эскимосы (инуиты) в Арктике).

Виллерслев отметил, что саккакского человека можно проследить вплоть до сибирских народов глубиной в 200 поколений.

«Это позволяет допустить вероятность независимой миграции или экспансии, если хотите, в Новый Свет из Старого света около 5500 лет назад", добавил датский исследователь.

Зачем древним север

Что же касается того, зачем эта группа людей направила свои стопы именно в сторону Гренландии, где постоянный холод, а не в более мягкие по климату места южнее, то «это хороший вопрос», сказал ученый.

Либо благоприятные земли уже были заняты конкурентами, либо, возможно, эти люди просто уже привыкли к условиям Арктики", рассуждает Виллерслев: "Нет на это четкого ответа".

Новое исследование строится на новаторской работе с использованием щетины мамонтов в качестве источника ДНК в древних тканях.

В предыдущих исследованиях древней ДНК, был использован материал сохранившихся мумий, либо останков, изъятых из вечной мерзлоты, однако такие образцы подвержены загрязнению грибами или бактериями и нуждаются в дорогостоящей фильтрации (очистке). Но это уже дело неопределенного "финансового" будущего, сожалеют ученые.