Хроника событий 6000 сотрудников РАН будут уволены до 2018 года РАН приняла новый устав Путин поручил Медведеву сохранить штат реформированных научных госакадемий Счетная палата сделала вывод, что Академии наук РФ управляли имуществом неэффективно и нарушали закон Ученые доказали чиновникам, что служенье муз не терпит суеты

Президиум РАН остановил «машину времени»

От ученых больше не требуют переченя их будущих статей на три года вперед

19 ноября 2013 в 16:22, просмотров: 4869

Финансисты получили от ученых от ворот поворот. Их попытка запихнуть фундаментальную науку в узкие рамки, заставив исследователей на три года вперед спланировать свои научные статьи в рейтинговых журналах, потерпела фиаско. По одной простой причие — у ученых нет машины времени, а без нее спрогнозировать заранее количество статей нереально. Заявление с просьбой изменить данное предписание Комиссия по общественному контролю за ходом и результатами реформ в области науки передала руководству РАН и Федеральному агентству научных организаций (ФАНО). Их требование было рассмотрено, и на днях ученым практически вернули прежний порядок планирования работ.

Президиум РАН остановил «машину времени»
фото: Геннадий Черкасов

«В течение двух дней представить по каждой теме научно-исследовательских работ института «количество статей, опубликованных в рецензируемых отечественных и рейтинговых зарубежных журналах в рамках проводимых фундаментальных исследований (единиц)» за 2014, 2015 и 2016 годы». Это предписание от Президиума РАН получили в начале все институты. На основе сведений о будущих статьях в журналах чиновники должны были составить государственное задание для каждого института. Причем, по словам членов президиума РАН, предписание было получено не от ФАНО или Минобрнауки, а от финансистов, которые должны рассчитывать будущие расходы на науку.

Однако чиновников ждало разочарование: никто из ученых не согласился составлять план своих будущих статей.

Мы понимаем, чиновникам нужны были четкие индикаторы, - поясняет нам член Комиссии Галина ЧУЧЕВА. — Запланировано институтом, к примеру, три статьи, значит, - можно давать ему соответствующее задание, выделять под работы денежные средства. Но так не бывает и не было никогда, - работы в фундаментальной области исследований не всегда заканчиваются статьями, особенно, когда работа находится на экспериментальном этапе, когда только создаются какие-то установки или выращиваются необходимые структуры. И потом, чтобы опубликовать одну статью в хорошем, авторитетном журнале, исследователям порой приходится ждать по полгода или по году. Кто может планировать публикации при таком порядке вещей?

- А как было раньше?

- Раньше, согласно плану РАН по инициативным работам фундаментальных исследований, каждый институт, лаборатория тоже должны были писать планы. Но в них не требовалось отражать число будущих публикаций. Ученые должны были изложить только содежание будущей работы на год- два -три вперед.

- В общем, разум в данном случае победил, вам вернули прежний порядок планирования?

- Да. На сайте Академии наук на этот счет появилось обращение к руководителям институтов, в котором говорится, что вместо статей в качестве единицы измерения предлагается теперь использовать количество работ, которые ученые планируют провести в рамках своей темы. К примеру, ученый может написать о том, что он планирует провести исследование электрофизических свойств той или иной структуры, и этого будет достаточно. Конечно, статьи по итогам работ у нас тоже будут, но планировать их заранее невозможно.

Реформа РАН. Хроника событий