Алюминиевые огурцы на марсианском поле

Российские школьники придумали, как получить алмазы из воды и обустроить другие планеты

Построить купол большого дома в марсианской впадине или все же под землей Красной планеты? Как сделать, чтобы в квартирах было тепло, даже если зимой лопнула батарея? И вообще, что делать с подростками, вечно сбегающими из дома? Такие, прямо скажем, недетские вопросы роятся нынче в головах старшеклассников. Это показало Всероссийское соревнование юных исследователей и изобретателей “Шаг в будущее”. На дворе вновь сентябрь, и в Московском государственном техническом университете им. Баумана, под руководством которого ежегодно проходит олимпиада школьников, готовятся к новому наплыву талантливой молодежи. Чтобы начинающим Кулибиным было на кого ориентироваться, “МК” отобрал несколько наиболее интересных работ, уже представленных российскими школьниками на молодежном научном форуме.

11-классник Никита КОПЫЛОВ из гимназии подмосковного Щелкова давно увлекается космосом. Увидев, как паренек корпит над книжками про ракетостроителей и покорителей небес, учитель предложил ему поучаствовать в форуме. Тему Никита выбрал не из легких, но очень интересную и, что называется, в духе времени: “Колонизация Красной планеты”.  

— Сейчас все о покорении Марса только и говорят, — рассуждает Никита. — Вот и я решил приобщиться. Сначала все перерыл в интернет-ресурсах, набрал книг про Марс. Родителям приходилось меня иногда отрывать от чтения…  

В общем, Никита пришел к выводу, что Марс действительно нужен нам в качестве резервной планеты.  

— Земля не вечна, какая-нибудь сотня миллиардов лет — и ее поглотит горячее Солнце, — рассуждает паренек. — Значит, надо потихоньку обустраивать нашего соседа, чтобы сделать пригодным для существования землян.  

База, макеты которой разработал школьник, могла бы, по его мнению, подойти первооткрывателям.  

— Я бы разместил ее на экваторе, — говорит юный изобретатель. — Дело в том, что там климат более постоянный, да и местность ровнее — не то что, к примеру, на юге, где вся поверхность изуродована ударными впадинами: ездить на марсоходах будет неудобно.  

Много ям — плохо, но одна большая придется очень даже кстати. Поселение Никиты разместится как раз в одном из метеоритных кратеров. Для чего? Да чтобы он сам служил своеобразной защитой будущему марсианскому дому. Крыша у этого дома будет обтекаемой и противоударной (готовые строительные блоки, по мнению изобретателя, лучше привезти с Земли на космическом корабле). Стены у марсодома должны быть толстенными, теплыми, ведь на Марсе средняя температура колеблется в пределах минус 50—70 градусов. Естественно, отопление, освещение и водоснабжение — все продумано. А еще — внутренняя дождевая система для полива растений.  

— К сожалению, не могу вам показать саму склеенную модель, — сетует Никита, — сломал я ее, точнее, дверями в метро зажало, когда вез ее на показ в Бауманку. Только рисунки и остались.

Верхний Уфалей обогреют пузырьками

А вот выпускник одной из школ города Верхний Уфалей Челябинской области Владислав ГОЛОЩАПОВ представил более реалистичное изобретение — генератор тепла нового поколения.  

— У нас в Уфалее часто возникают проблемы с отоплением — трубы протекают. Вот я и разработал новый тип автономного генератора, работающего с помощью гидравлического эффекта, — говорит Владислав.  

В 5-литровой емкости, поделенной на две части, парень создает настоящую бурю. Повысив давление в одном отсеке, изобретатель наблюдает, как вода начинает переливаться в другой через двойную сетку. У первого ее слоя диаметр отверстий меньше, у второго — больше, вот за счет этого и возникает эффект так называемой кавитации. Это когда в воде резко образуются пузырьки газа, а потом так же резко лопаются. Так и происходит нагрев воды в генераторе. 5-литровым агрегатом можно обогреть комнату, а если использовать емкость покрупнее, то можно согреть и целый дом.  

Землячка Владислава, 11-классница Вика АРТЕМОВА, также использовала в своем опыте гидравлический эффект. На этот раз — с целью получения искусственных алмазов. Девушка поместила под воду металлические стойки с двумя прикрепленными к ним шаровидными графитными электродами. Когда по стойкам пустили электрический ток, между электродами образовался разряд мощностью до 25 киловольт. В результате из воды брызнул фонтан высотой до 6 (!) метров, а когда жидкость “успокоилась”, на дно емкости осела алмазная пыль.  

— Из этой пыли, конечно, не получится алмаза для ювелирного украшения, — говорит Вика, — такая пыль используется для напыления на инструменты, предназначенные для стекло- и металлообработки.
 
Еще один уфалеец — Илья ПЕТРОВ, закончивший в этом году школу, — решил создать новую установку для очистки воды.  

— В нашем городе, как, впрочем, и в Москве, в воде содержится большое количество примесей металлов, — поясняет Илья, — на их устранение моя установка и рассчитана.  

Агрегат Петрова состоит из 5 сообщающихся модулей. Первый очищает воду от крупных примесей — золы или песчинок. Второй окисляет ионы металлов и осаждает их на песке. Третий модуль — самый сложный. В нем, по словам автора, есть ноу-хау: он воздействует на оставшиеся после осадки ионы металлов магнитными полями, дестабилизируя их, а потом превращает их в более безвредный натрий. Четвертый модуль — это ультрафиолетовый стерилизатор воды. Установленная в нем кварцевая лампа убивает большинство вредных бактерий.  

— И на всякий случай, — говорит Илья, — мы добавили еще и пятый резервуар — предохранитель. В нем — обычный угольный фильтр. Все-таки наша установка экспериментальная, вдруг какая песчинка все-таки проскочит в чашку из наших предыдущих модулей. Пить будет неприятно. А в итоге, конечно, наше устройство будет состоять только из 4 совершенных модулей.

Дети бегут из дома от уборки

По каким причинам современные дети уходят из дома? На этот вопрос, лежащий на стыке психологии и социологии, попыталась ответить 10-классница из Тюмени Ольга БЕЗИКОВА.  

— Для начала я решила выяснить, какие социальные проблемы являются наиболее острыми для подрастающего поколения, — объясняет Ольга. — Полистав статистические журналы, я наткнулась на любопытные данные: 14% подростков убегают из дому независимо от страны проживания.  

“Отчего это происходит, чего им может не хватать?” — задумалась юная исследовательница, даром что сама по возрасту также относится к группе риска.  

Для того чтобы ответить на свой вопрос, школьница собственноручно создала компьютерную программу-тест, а затем опросила при помощи нее 199 учеников разных классов в 16-й и 35-й школах своего родного города. Оказалось, что “чемпионами” по побегам из дому являются ученики 5—7-х классов. Именно в этом возрасте у детей, как выяснилось, происходит некий перелом, им вдруг начинает казаться, что они имеют право бросать вызов взрослым. К старшим классам многие, осознав подобные незрелые поступки, просто смеялись над собой. Но тем не менее и они, и представители средних классов честно отвечали тестирующей системе Безиковой, по каким причинам они или их приятели сбегали из дома.  

Ольга узнала, что свыше 50 процентов детских побегов происходит из-за проблем в школе, с учителями. Как правило, назревает какой-нибудь конфликт — педагоги обещают нажаловаться родителям, и ребенок от страха просто не приходит домой, чтобы не схлопотать еще и там.
В 14 процентах побегов виноватой оказалась родная семья. Постоянная ругань из-за плохих отметок или из-за того, что ребенок не убрался дома, сводят школьников с ума, и они пускаются в бега.
И лишь 5 процентов побегов оказались так называемыми неформальными. Один 6-классник просто написал о том, что ушел по причине того, что ему надоело жить с родителями, у него совсем другие взгляды на жизнь. Другая девочка, которой уже 16 лет, вспомнила, что сбежала как-то из дома из-за того, что ее “все достало”. Третий паренек признался, что однажды не явился домой ночевать, поддавшись на уговоры своего знакомого сбежать за компанию. Побегали, намерзлись ночью на улице, изголодались и наутро явились восвояси. В основном же на вопрос: “Куда сбегали?” — дети чаще всего отвечали: “К друзьям, подругам”. Если у тех были дома родители, то беглецов сразу или уже на следующие сутки отправляли домой.

Лейка для ленивых огородников

Пока одни в спешке покидают отчий дом, другие, наоборот, стараются его улучшить. И не только дом, но и свой приусадебный участок. Как, к примеру, 11-классник Ярослав ЕВДОКИМОВ из Волгограда. Он придумал умную систему полива огородных культур. Она сама узнает, когда высохла почва под огурцами, и включает насос исключительно в темное время суток — самое полезное для орошения.  

— Мой прибор называется микроконтроллер, — поясняет Ярослав. — В микросхему вбита программа включения и отключения воды в зависимости от степени влажности почвы и времени суток. Как микроконтроллер узнает об этих параметрах? При помощи электродов и фотодиодов. Два электрода помещены в почву непосредственно рядом с растениями, и, если она высыхает, уровень тока, проходящего по ним, снижается. На это реагирует управляющий микроконтроллер — включает насос и открывает клапан, правда, дождавшись вечера. О том, что тот наступил, ему сообщают фотодиоды, реагирующие на степень освещенности.  

Подобная система, сконструированная Ярославом, уже функционирует у Евдокимовых на даче. Прямо рай для ленивых огородников! Огородник-то из Ярослава, может быть, получился и ленивый, зато инженер, по всей видимости, будет хороший. В наступившем году парень собирается на “Шаг в будущее” в Москву уже во второй раз. А ведь для этого иногородним, таким, как он, надо сначала победить с новой работой на региональной олимпиаде. В свободное от учебы время Ярослав — отчаянный фанат футбольной команды “Динамо” — любит поболеть за свой клуб. “Не в уличных боях, конечно, только у телевизора”, — тут же спохватывается изобретатель.

Ваше величество, к доске!

Как ни странно, но в стенах технического вуза защищают свои работы даже будущие модельеры-технологи. Ведь олимпиада имеет весьма широкий спектр направлений. 9-классница московской школы №1243 Алла ШАНАЕВА под руководством учительницы технологии Надежды Шахмаровой подготовила коллекцию одежды в стиле английской королевы. Ее работа так и называлась: “Стиль английской королевы в суете московских дней”. Школьница разработала и сама сшила целую коллекцию модных туалетов для… повседневной жизни в стиле позапрошлого века.  

— Я хотела показать, что в современной моде очень много взято из старинного английского платья, — объясняет Алла. — Например, подол юбки, как бы завернутый внутрь, английское кружево на воротниках и подоле, заниженная талия…  

А чего стоит знаменитый ворот английской королевы! Именно такой классический вертикальный воротник представила девочка на суд строгой комиссии в университете.  

“Но как же его носить?” — спрашивали все юную дизайнершу. “Очень просто, — отвечала та, — надо его просто отвернуть вниз, и он превратится в оригинальнейший элемент вашей одежды!” Кстати, Алла предложила включить такие воротники в облик школьной формы. Торжественность белого накрахмаленного воротничка, особенно 1 сентября или в День учителя, всем поднимет настроение.  

Нельзя сказать, что творения ребят сразу воплотятся в жизнь. Но многим они дают мощный толчок в будущее. Талантливых школьников приглашают участвовать в выставках научно-технического творчества молодежи или сразу — в европейских соревнованиях. А самые настырные, поступив в лучшие вузы страны, продолжают свои детские темы, развивают их, и в итоге из тех получаются добротные научные труды.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру