Наши отели звезд с неба не хватают

Рынок дешевых гостиниц в Москве развивается, но медленно

Еще лет 20 назад слово “хостел” было незнакомо преобладающему большинству наших граждан. Неудивительно: в суровом советском гостиничном хозяйстве градация была простенькой — интуристовские отели, гостиницы да общаги, причем грань между последними была малозаметной. За два десятилетия, впрочем, больше стало только роскошных отелей с бешеными расценками, а хостелов в столице все не прибавлялось. Только в последние годы, когда необходимость дешевых гостиниц для Москвы была осознана на всех уровнях, дело сдвинулось с полумертвой точки.

Рынок дешевых гостиниц в Москве развивается, но медленно
Так выглядит внутренний дворик хостела.

Начать, пожалуй, стоит с определения иностранного слова «хостел». Согласно Википедии, это публичная гостиница, предоставляющая путешественникам спальное место без удобств. Ванная, душ и кухня — общего пользования. В номерах одновременно могут проживать несколько посторонних людей (зачастую номер снимает большая компания, либо он выкупается целиком, так как все равно обходится дешевле гостиничного). Хостелы востребованы любителями недорогих путешествий, поэтому они ориентируются главным образом на молодежь, спортивные команды, паломников. К недостаткам подобных заведений относят опасность краж, вызванную соседством с незнакомыми людьми.

Это действительно напоминает общежитие. Только у постояльцев нет пропусков, а комендант не запрещает водить друзей. Именно хостелы из всех направлений гостиничного бизнеса на Западе в последнее время развиваются активнее всего.

У нас же их по-прежнему нет. По крайней мере формально. Термин «хостел» не фигурирует ни в одном нормативном документе. Коммерсантам, впрочем, этот факт не мешает использовать заветное слово в своих объявлениях.

В Интернете их достаточно. Как правило, место в московском хостеле стоит 500–700 рублей за сутки. Это тебе не 10 200 рублей за «стандартный» номер в «Национале». При этом находятся дешевые мини-отели преимущественно в центре.

Один обнаружился в районе метро «Парк культуры». Однако отыскать его может лишь продвинутый турист, держа в одной руке карту города, а в другой — разысканный в Интернете адрес. Никаких указателей на улице нет. Если не знать, что нужно зайти в первый подъезд такого-то дома, обнаружить, прости господи, гостиницу — нереально.

Внутри, впрочем, все обставлено аккуратно. Стены в пастельных тонах уместно смотрелись бы и в офисе. Мебель удобная, «европейская» . Душевые небольшие, но чистые и ухоженные. Кухня тоже не порадовала размерами. Зато она оказалась неплохо оснащена — можно и яичницу пожарить, и пирог испечь.

Хостел расположился на 4-м этаже бывшего заводского корпуса. фото: Михаил Ковалев

Номера для постояльцев соединены узкими коридорчиками. Планировка помещений удивила своей экстравагантностью. Чего стоит треугольная комната. Подобные изыски, впрочем, объяснить довольно легко. Этот хостел располагается в нескольких бывших квартирах, специально объединенных друг с другом. Чтобы приспособить помещение к новым нуждам, хозяева совершили перепланировку. Одну большую комнату разделили не вдоль или поперек, а по диагонали.

— Кровать в 10-местном номере обойдется в 550 рублей за сутки, в 6-местном — 720 рублей, — говорит местный администратор. — Отель почти никогда не пустует. Большую часть года у нас вообще свободных мест нет. Живут как наши, так и иностранцы. Последних, кстати, около 60% от общего количества клиентов. Чаще всего у нас останавливаются уже пожилые люди, а также те, кто только что закончил институт, и теперь, перед взрослой жизнью, решил посмотреть мир. Компаниями заселяется где-то только треть посетителей.

Если соседство с чужаками туристу претит, можно взять двухместный номер. Но стоить это сразу же будет дороже. В зависимости от «люксовости» цена варьируется от двух до трех тысяч.

Дальнейший рейд показал, что столичные хостелы друг от друга мало чем отличаются. По большей части все они находятся в обычных жилых домах (правда, все-таки в центре). Цены и оформление от одного места к другому меняются не сильно. Мебель почти везде простая — те же дешевые двухуровневые кровати. Различия обусловлены маркетинговыми изысками владельцев. В одном мини-отеле хозяин выкрасил стены номеров в красный цвет. В другом посетителям бесплатно предлагают игровую приставку.

Впрочем, попадаются и экзотические варианты. Возьмем, к примеру, хостел, в названии которого присутствует слово «базилика». Это уже само по себе необычно. На сайте отеля попадаются фотографии какой-то синей церкви. Между снимками номеров затесался один, где изображена внутренняя часть колокольни. Первая мысль: «Неужели они сделали гостиницу в бывшем храме?». Но в итоге все оказалось проще — отель просто располагается в старинном двухэтажном здании, вплотную прилегающем к церкви. Видимо, когда-то здесь располагались церковные службы.

Простые деревянные “нары” создают спартанскую обстановку. фото: Наталия Губернаторова

Несмотря на то что заведение все-таки называется хостелом, ему больше подходит определение гостиница. Номера по большей части двухместные. Обставлены богаче, нежели мини-отели, посещенные нами ранее. Как следствие, цены держатся уже в районе 2–3 тысяч рублей за номер.

Земля в центре дорогая. Строить новое здание для услуг эконом-класса невыгодно. По этой причине коммерсанты стараются использовать все доступные площади. Так, один хостел мы обнаружили на территории бывшего завода «Красный Октябрь».

Надо отдать должное, владелец превратил очевидный недостаток заведения в преимущество. На сайте указано, что расположение в бывшей производственной зоне — главная концептуальная фишка объекта.

На оформление интерьеров были приглашены студенты-дизайнеры. Они дешево и необычно сделали оформление. Разные помещения раскрашены в неповторяющиеся цвета, на стене (!) растет газон и так далее. Цены при этом на проживание в многоместных номерах остались в районе 900 рублей. Немного дороже, чем у конкурентов, зато все-таки живешь нестандартно. На недостаток клиентуры администрация не жалуется.

На самом деле, Москва — гостиничный центр всей страны. В городе зарегистрировано более трети всех российских туроператоров. На столицу приходится 36,8% всех доходов гостиничного хозяйства страны. Процент номерного фонда и количество ночевок по сравнению со всеми остальными регионами поражают. Речь идет о четверти или одной пятой всего рынка (это на один-то город).

В то же время потенциал используется далеко не на полную катушку. По данным международного информационного агентства «Euromonitor International» за 2009 год, в рейтинге городов по посещаемости иностранными туристами Москва занимает 19-е место с показателем 4,1 млн. прибытий в год. Для сравнения — в Лондоне этот показатель составляет 15 млн. посещений, в Париже — 8,7.

Причин для этого несколько. Во-первых, то самое засилье дорогих отелей. Мест вроде как много, но стоят они сумасшедшие деньги — и люди стараются найти себе что-нибудь подешевле. Во-вторых, явный недостаток бюджетных гостиниц. Более того, даже в тех, что есть, снять номер очень тяжело. Благодаря работе туроператоров и возможности бронировать номера через Сеть, почти все мини-отели заполнены практически всегда.

— Причина того, что коммерсанты предпочитают строить пятизвездочные отели в Москве, очень проста, — говорит президент Российской гостиничной ассоциации Геннадий Ламшин. — Срок окупаемости престижной дорогой гостиницы 5–8 лет. Отбить же деньги, вложенные в 2—3-звездочное заведение, удастся в лучшем случае через 10–15 лет. Но скоро бизнесу придется пересмотреть приоритеты. Сегмент гостиниц класса «премиум» в столице практически заполнен. Скоро деньги начнут вкладывать в эконом-класс.

В комнате отдыха можно купить газировку и поиграть. фото: Михаил Ковалев

По словам эксперта, международные сети 3-звездочных гостиниц уже начали строить в России свои заведения. Подобную практику необходимо развивать. Туристы предпочитают селиться в местах типа хостелов. 5 звезд — это для топ-менеджеров крупных компаний да знаменитостей.

— Чтобы быстро выйти на рынок эконом-уровня, коммерсанту необходимы различные преференции, — говорит г-н Ламшин, — будь то налоговые льготы или пониженная ставка за коммунальные платежи. Сейчас мини-отелям проще всего работать нелегально. Они не зарегистрированы как гостиницы, официально числятся обычными квартирами. Это не совсем законно, но выгодно.

Сами власти признают, что до четверти всего столичного гостиничного рынка находится в тени. Чтобы исправить ситуацию, в городской программе «развития индустрии отдыха и туризма» на 2012–2016 годы предусмотрен ряд мер. В частности, предлагается для отелей «применять пониженные ставки НДС на услуги размещения». Кроме этого с «гостиничными предприятиями малобюджетных категорий» могут быть заключены договоры «на снабжение электроэнергией по тарифным планам, минимизирующим затраты гостиниц при оптимальном потреблении энергии».

Пока же планы остаются планами. В столичных жилых домах один за одним появляются новые хостелы. Город недополучает денег в виде налогов. Возможно, в будущем ситуация изменится, но зависеть это будет от действий властей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру