“Аннушка” разменяла вторую сотню

В Москве отпраздновали юбилей самого знаменитого трамвайного маршрута

27 ноября 2011 в 19:57, просмотров: 1974

“...Дорогая “Аннушка”, ты уже старушка...” Столь откровенно намекать женщине на ее почтенный возраст вроде бы неприлично. Но это не тот случай. Ведь строчки из стихотворения посвящены трамвайному маршруту, которому москвичи еще в “доисторические” времена дали ласковое женское имя. “Бульварный” — “Кольцо “А” — “Аннушка”. В этом году самый знаменитый из московских маршрутов “электрической конки” отмечает свое 100-летие. По случаю такого юбилея “Мосгортранс” в минувшую субботу устроил праздник, гвоздем которого стал парад ретротрамваев.

“Аннушка” разменяла вторую сотню
фото: Александр Добровольский

К 11 часам на Чистопрудном бульваре возле наземного вестибюля станции метро «Чистые пруды» возникла ажиотажная обстановка. Публика запрудила площадку трамвайных путей перед памятником Грибоедову, толпилась на тротуарах, норовя оккупировать даже проезжую часть... Чуть ли не у каждого в руках фотоаппарат. «Едут, едут!» Со стороны Покровских ворот показалась колонна трамваев. Угловатые, с маленькими окошками, давно забытого вида вагоны, словно шагнувшие сюда прямо с кадров старой кинохроники, выстроились на разворотной дуге напротив метро.

Рядом, на помосте, гремела музыка — шел праздничный концерт, но народ, позабыв про артистов, ринулся на штурм прибывших колесных «старичков». Толпились в дверях, примеривались к громоздким рукояткам управления, прадедовскому комфорту деревянных сидений... Малыши восторженно взвизгивали, молодежь удивлялась, люди старшего поколения ностальгировали: «Вот на таком же я, бывало, в институт на лекции ездил!».

Событие, в честь которого состоялся праздник, случилось в конце 1911 г., когда трамвайные линии, протянувшиеся под сенью старых бульваров — от Пречистенского до Яузского, объединили в единое кольцо, проложив последний соединительный рельсовый участок по Кремлевской и Москворецкой набережным. Так родился первый в городе буквенный трамвайный маршрут — «А». В своем «бульварном» варианте он просуществовал четверть века, но в середине 1930-х в связи со «сталинской» реконструкцией Москвы началась череда переносов рельсовой трассы, ее сокращений... Маршрут «Аннушки» в разные годы проходил через Болотную площадь, Балчуг, Садовническую улицу. Было время, когда «элитный», «центральный», маршрут заворачивал даже на заводскую периферию города и проходил мимо того места, где стоит ныне здание редакции «МК», — через Большую Грузинскую, Красную Пресню до Шмитовского проезда. А кольцевым маршрут «А» перестал быть в 1937-м: легендарную «литерную» линию превратили в незамкнутую трассу Зацепская площадь — Кропоткинские (Пречистенские) ворота. С 1971 г. линия «А» осталась лишь на трех бульварах — Чистопрудном, Покровском и Яузском. В 1991 г. маршрут «А» был вообще ликвидирован: при восстановлении церкви Флора и Лавра на Зацепской площади пришлось убрать здесь трамвайный круг — и вагонам «Аннушки» стало негде разворачиваться. Однако несколько лет спустя, к 850-летнему юбилею столицы, «самый московский трамвайный маршрут» решили все-таки возродить, проведя его мимо «неудобной» Зацепы дальше — через Серпуховскую заставу до Октябрьской (Калужской) площади. Вагоны с литерой «А» курсируют по этой трассе и сейчас.

— По случаю 100-летия «Аннушки» в праздничную колонну мы собрали восемь ретротрамваев, — рассказывает заместитель директора музея «Мосгортранса» Михаил Егоров. — Самый старый из них — вагон Ф — «фонарный», выпущенный еще в самом начале прошлого века. Кроме него еще два трамвая довоенного времени, БФ и КМ (этот вагон много раз снимался в кино, в том числе в таких знаменитых фильмах, как «Место встречи изменить нельзя», «Холодное лето 53-го года»...). Вагоны МТВ-82 и РВЗ относятся к поколению трамваев 1940–1950-х годов — это первые у нас в стране цельнометаллические трамваи. А замыкают колонну «чехи» — три разные модели чехословацких вагонов, которые, сменяя друг друга, с конца 1950-х работали на столичных маршрутах. Практически все эти машины сохранились до наших дней лишь в единичных экземплярах, а в таком, полностью отреставрированном, «заводском» варианте они есть только в коллекции нашего музея.

Увы, увидеть раритеты «Мосгортранса» в обычные дни практически невозможно: для музея до сих пор не выделено экспозиционных помещений, и все уникальные экспонаты приходится хранить в депо, автобусных и троллейбусных парках. Лишь считанное количество раз в году, некоторые из колесных ветеранов выезжают «в люди». И всегда такие ретропарады неизменно вызывают бурю восторга среди москвичей и гостей столицы. Так что ждем! Ждем и надеемся, что нынешние городские власти, в отличие от своих предшественников, помогут наконец уникальному музею городского транспорта и предложат для его экспонатов подходящую «жилплощадь».



Партнеры