Большая читка

Какие книги поставить на «золотую полку» нашего школьника?

Какие книги поставить на «золотую полку» нашего школьника?

Неистребимая советская выучка — читать с карандашом в руках установочные доклады первых лиц государства. В этих текстах мы всегда искали ответ на вопрос: что же будет с Родиной и с нами? Та же выучка включает восприятие наряду с текстом контекста и подтекста, попросту говоря, умение читать между строк. А как же иначе?

Отсутствие такого стереоскопического чтения могло привести к непоправимым ошибкам. К примеру, произнес гений всех времен и народов фразу «сын за отца не в ответе», буквально воспринявший ее кадровик взял на работу сына врага народа — и тут же поплатился, хорошо, если не жизнью, за потерю бдительности, поскольку все предыдущие высказывания вождя об обострении классовой борьбы никто не отменял.

Устарел ли этот специфический навык? Пожалуй, нет. Судите сами. Еще буквально вчера в общественное сознание внедрялась мысль об эффективном менеджере Сталине, а сегодня на экранах телевизора идет сериал «Маршал Жуков», дающий полное представление о том, как Сталин унижал полководца, издеваясь над маршалом Победы и его окружением. В контексте будущих выборов потребовалась антикоммунистическая прививка, в подтексте — подмигивание демократическому электорату и наглядное предупреждение обывателей о том, что может их ожидать в случае возврата к коммунистическим способам управления. Остается только догадываться, какой тренд возобладает после завершения выборного процесса...

Сегодня роль установочных докладов выполняют предвыборные программные статьи национального лидера. Все по той же неизбывной советской привычке искать в тексте то, что относится к твоей непосредственной деятельности, останавливаюсь исключительно на педагогической стороне вопроса. Пишу об этом в связи с рядом высказанных предложений: например, отобрать сто книг, обязательных для прочтения всеми без исключения гражданами России.

Скажу сразу – к самой идее отношусь серьезно, поскольку вижу в ней косвенное признание ведущей роли культуры и образования в решении всех без исключения проблем страны. Любой практикующий педагог видит, как на глазах падает интерес к чтению. Сегодня, по данным социологов, подросток по своей инициативе читает в год в среднем четыре с половиной (!) книги. При такой статистике сто книг, обязательных для прочтения, выглядят как человечества сон золотой. Опытные учителя литературы даже в старших классах, знакомя молодых людей с классикой, вынуждены прибегать к приему комментированного чтения. Раньше этот прием применялся преимущественно в младшей и средней школе. Можно сколь угодно ругать догматическую систему советского образования, но поскреби сегодня хоть любого бомжа среднего или старшего поколения — и из остатков памяти он вытащит «Мой дядя самых честных правил…».

Справедливости ради следует признать, что падение интереса к чтению у молодежи – общемировая тенденция. Недавно тонкий социолог культуры Д.Б.Дондурей с грустной улыбкой поведал, что один из богатейших людей мира, президент компании «IKEA» Микаель Ольссон, чутко улавливающий тенденцию развития экономической ситуации, отдал распоряжение о прекращении производства книжных полок. Ничего личного. Бизнес есть бизнес.

Пока, к счастью для нас, данное распоряжение касается лишь Германии. Так что в скором времени мы будем вынуждены искать в магазинах ту самую «золотую полку», на которую следует водрузить отобранные сто книг. И дело не только в переносе текстов не электронные носители. Уж на что немцы серьезно относятся к истории нацизма, но недавно они, учитывая особенности молодежного восприятия, как большое педагогическое достижение представили историю нацизма в комиксах. Для людей солидных (пожилых) такая форма подачи трагедии немецкого народа выглядит едва ли не кощунством. Педагогический реалист, разведя руками, скажет: «А что делать? В иной форме они, молодые, ничего не воспринимают!» Что касается нас, то, не исчерпав до конца резервы авторитарной педагогики, под дулом ЕГЭ, грозя всеми казнями египетскими, мы пока в состоянии заставить подростков овладеть хотя бы минимумом из богатого наследия русской классики.

Но при этом следует понимать, что бесценные для нас тексты молодые люди читают совсем другими глазами. Русская классика — она о ком и о чем? О лишних людях, униженных и оскорбленных, о тонких рефлексирующих натурах, мучающихся угрызениями совести, ставящих перед собой последние вопросы бытия. Короче говоря, о неудачниках.

Между тем ориентация исключительно на успех и карьеру последние годы настойчиво внедряется в сознание юношества. Она, выражаясь современным птичьим языком, — тренд воспитания и одновременно драйвер модернизации. Модные термины, на мой взгляд, точно выражают тенденцию, но уводят в сторону от оценки сдвигов, произошедших в последние десятилетия в общественном сознании.

Русский язык, как чуткий индикатор, эти сдвиги фиксирует. Еще четверть века назад слова «самодостаточный» и «амбициозный» произносились с отрицательным эмоциональным и оценочным оттенком. Самодостаточный — что-то вроде надутого индюка. Амбициозный — читай ориентированный на карьеру любой ценой. Такой ради достижения поставленной цели по трупам пойдет. Сегодня это скорее положительные оценки качеств личности.

В брачном объявлении читаем: «самодостаточный молодой человек ищет самодостаточную спутницу жизни». Ну и кого из героев классической русской литературы мы можем назвать самодостаточным? Чацкого, Онегина, Печорина, Обломова? Каждого из них современный молодой человек может на своем наречии попросту назвать «тормозом». И будет по-своему прав, поскольку сомнения и метания в условиях жесткой конкурентной борьбы неизбежно будут тормозить быстрое продвижение к успеху.

Доводя эту крамольную мысль до логического завершения, следует признать, что великая русская классическая литература — тот самый балласт, который следует сбросить с корабля модернизации. (Где-то мы это уже читали.) Поразительно, как все в нашей истории повторяется. И сегодня не подростки, а вполне половозрелые, прогрессивно ориентированные беллетристы не стесняются разделять эту обновленческую позицию.

В предельно заостренной форме на нее (позицию и автора) отреагировал поэт Тимур Кибиров.

В телевизионной программе
Писателя Виктора Ерофеева
Писательница Мария Арбатова
Заявила буквально следующее:
«Стыдно
(Или даже она сказала «преступно»?)
Внушать детям, что Татьяна Ларина
Поступила правильно!»

В смысле, надо было наставить генералу рога
И предаться безумию страстей…

Я это слышал собственными ушами
И видел глазами.

Похоже, любезный читатель,
Совсем уже скоро
Прелюбодеяние будет вменяться
В прямую обязанность
Всем уважающим себя женщинам.

Мораль:
Воспитательниц детсада
Предлагаю обязать
Деткам объяснить, как надо
Было Тане поступать!

Да и мертвую царевну
Осудить пора бы гневно –
Это ж просто стыд и срам
Не давать богатырям!

На противоположном полюсе — традиционалисты, защищающие неокрепшие детские души от тлетворного влияния Запада. Однажды мне пришлось давать экспертную оценку образовательной программе школы, расположенной в одном небольшом городе Центральной России. Что дала этому городку, где большинство людей лишено работы, открытость миру? Рост преступности, наркомании и проституции.

Директор школы — женщина средних лет с печальными глазами. Она пережила личную трагедию: наркоман убил ее сына. В соответствии с образовательной программой ее школы на «золотой полке» книг преобладают жития святых и «Домострой», а в программе физической культуры предполагалось восстановление традиции кулачных боев. Таково ее понимание своей педагогической миссии в ответ на вызовы глобализма.

Кто осудит эту женщину? Но с голыми кулаками против высокоточного оружия не выстоять. Разумеется, это метафора, равно как и «золотая полка». Дело не только и не столько в подборе обязательных для прочтения произведений. Все гораздо глубже. (Я сознательно ухожу от политических предпочтений, в соответствии с которыми антисталинисты поставят на «полку» «Жизнь и судьбу» Гроссмана, а люди, испытывающие фантомные боли от утраченной империи, романы Проханова.) Глубинная суть проблемы в другом: как скрестить в нашей ментальности прагматичного Штольца и тонкого Обломова?

Только по этой причине предлагаю обязательно поставить на «золотую полку» роман Гончарова.

КАКИЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАДО ВКЛЮЧИТЬ В СОТНЮ КНИГ, обязательных для прочтения школьниками? Пишите в комментариях к статье.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру