Самый сексуальный астрофизик

Им признали директора планетария

Журнал «Пипл», который время от времени объявляет имена самых сексуальных кинозвезд и спортсменов обоего пола, недавно поразил своих читателей, объявив имя самого сексуального... астрофизика мира! Им стал Нил де Грассе Тайсон, директор Планетария им. Хэйдена при Американском музее естественной истории в Нью-Йорке, самого технологического на нашей планете.

Им признали директора планетария

Я лично знаю доктора Тайсона и не слишком убежден, что он тянет на американского Луку Мудищева. Но вот на язык он остер, как бритва. Титул, присужденный ему журналом «Пипл», он объясняет так: «Нас, астрофизиков, на земле раз-два и обчелся». Но у Тайсона есть еще отличие. Уже не популярный, а серьезный журнал «Тайм» включил его имя в список ста наиболее влиятельных людей мира.

Тайсон телегеничен. Его часто можно видеть на маленьком экране, объясняющим нам чудеса и тайны Вселенной. Он автор многих научных трудов. Недавно вышла его последняя книга «Хроника Вселенной: лицом к последней границе». Знатоки считают, что его вклад в пропаганду науки превосходит даже достижения легендарного Карла Сагана. В отличие от многих своих коллег он не только имеет дома телевизор, но даже смотрит его. Даже пустоватые шоу. Он хочет знать степень нашей глупости, чтобы, приноровившись к ней, сеять мудрое, доброе, вечное. Некоторых героев сериалов он называет инопланетянами. «Настолько они умны?» — спрашивают его. «Нет, настолько они оторваны от реальной жизни», — отвечает «самый». Кстати, он провел интересное наблюдение. Именно такие люди, которых показывают в сериалах, верят в летающие тарелки и в инопланетян, разгуливающих среди нас. На вопрос, почему опередившие нас на миллионы лет инопланетяне, приземлившись на землю, сходят на нее по допотопному трапу-лестнице, Тайсон отвечает, что их трапы оборудованы для инвалидных кресел. При этом он ни одним мускулом лица не выдает иронии.

В этом человеке гармонически сочетается строгий ученый и мечтатель. Видимо, это свойство всех астрофизиков. Недаром объектом их изучения и мечтаний являются звезды. Уже с раннего детства его тянуло к ним, в небо. Он верит, что во Вселенной существуют разумные существа. «Нашей Вселенной 14 миллиардов лет. Жизнь без всяких проблем возникла на Земле. Надо быть неизлечимым эгоцентриком, чтобы считать, что никого кроме нас во всей Вселенной нет», — говорит Тайсон.

На инопланетян существуют два взгляда. Одни, как Стивен Хокинг, считают, их зловредными. Другие, как Карл Саган, считают их дружественными, как кинематографический «Е. Т.». Тайсон в этом вопросе выбирает третий путь. Он говорит: «Они и не злые, и не добрые. Они просто умнее нас. Посмотрите, наш самый близкий родственник среди животных это шимпанзе. Разница между нашими DNA составляет всего два процента. Экспериментально доказано, что самые ловкие шимпанзе могут делать то, что двухлетние человеческие детеныши. Теперь представьте, что инопланетяне, прилетевшие на землю, всего на два процента выше нас по разуму. Это будет означать, что младенец-инопланетянин сможет делать то, что по зубам лишь гениальным людям. Для них наш гигантский телескоп „Хаббл“ будет выглядеть как телескоп для первоклассников».

Возникает естественный вопрос: почему эти умники не высаживаются на Землю и не завоевывают ее обитателей? На этот вопрос самый сексуальный астрофизик отвечает вопросом на вопрос: «Если мы не можем беседовать с шимпанзе, имеющими 98% нашего ДНК, то как можем мы вести разумный диалог с другой формой жизни?»

Люди, близко знающие Тайсона, шутят, что сам он, возможно, является инопланетянином. Дружелюбным, но недоступным нашему пониманию.

Один из первейших вопросов, которые посетители Планетария задают его директору, касается возможности гибели нашей планеты в результате столкновения с астероидом. «Это произойдет почти наверняка, — философски отвечает Тайсон, словно предсказывает дождь или снегопад. — Но мы не знаем, когда это случится. Каталог астероидов, которые могут столкнуться с нами, все еще не полный». Но здесь Лука Мудищев от астрофизики звучит более оптимистично. Он говорит, что наши космические программы способны отвести Землю от столкновений с астероидами. «Мы достаточно знаем о законах гравитации и траекториях небесных предметов, и это дает нам в руки оружие против астероидов. Так, например, имеется астероид величиной с футбольный стадион „Роуз баул“. Он должен почти столкнуться с нами 13 апреля 2029 года. (Ах, это проклятое 13 число! — М. С.) 13 апреля это пятница, между прочим. (Ах, уж эти „чёрные“ пятницы! — М. С.) Но столкновение не произойдет. Законы физики помогают нам предсказывать будущее, например, восход солнца и его закат. Физика это единственная профессия, в которой предсказания не только точны, но и рутинны».

Прекращение полетов космических кораблей «Шаттлов» Тайсон сильно переживает. Однако не унывает. «Эра шаттлов не прошла, — говорит он. — Где-то, наверное, уже создаются новые шаттлы. (В Китае. — М. С.) Дело в политической воле». Тайсон «надеется», что космические программы получат эффективный толчок в результате американо-китайского соперничества в создании военной базы на... Марсе. Недаром же Марс — Бог войны! Тайсон делает такой вывод на основе американо-советского соперничества в космосе в шестидесятых годах, результатом которого явились полеты американских астронавтов на Луну. «Я предсказываю, — говорит Тайсон, — что лидирующими державами в XXI веке будут те страны, которые станут активно инвестировать в науку и новейшие технологии. Поэтому нам необходимо полностью финансировать все миссии НАСА, направленные к дальним границам Космоса. Сама фраза „космическая эпоха“ означает будущее. Она не означает прошлое».

Мудрые слова. Мудрые мысли. Неплохо бы и нам прислушаться к ним. Самый сексуальный астрофизик планеты хорошо знает, о чем говорит.

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.